Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» сентября 2018 года. <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Медведевой Н.П.,
при секретаре Махлягиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлениюТарасова С. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасов С.В. обратился в суд с исковыми требованиями, которые уточнил в ходе рассмотрения дела, к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонный), в котором просил признать незаконным решение ГУ-Управления ПФР в <адрес> (межрайонное) № от 11.04.2018 г. об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии; включить периоды его обучения с <дата> по <дата> ( 2 года 8 месяцев 15 дней) в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии; засчитать в его стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период с <дата> по <дата> ( 2 дня); приравнять периоды его службы по призыву с <дата> по 31.05.1993г. ( 2 года 2 дня) к работе, предшествовавшей данному периоду и включить период службы по призыву с <дата> по <дата> в специальный стаж, а именно в стаж работы в районах Крайнего Севера, имевший место как до, так и после службы в Вооруженных силах; включить периоды прохождения медицинских комиссий <дата>, <дата>, <дата> ( 3 дня) в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии; включить периоды службы в органах Внутренних дел МВД с <дата> по <дата> ( 2 года 23 дня) в стаж работы в районах Крайнего Севера дающей право на досрочное назначение страховой пенсии; включить периоды работы в Мирненском управлении автомобильных дорог АК «Алроса»(ПАО) с <дата> по <дата>. г. (30 дней) и с <дата> по 25.09.2017г. (8 месяцев 24 дня), а всего 9 месяцев 24 дня в стаж работы в районах Крайнего Севера дающей право на досрочное назначение страховой пенсии. Просит обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с <дата>.
В иске указал, что протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан УПФ в <адрес> ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специальный стаж работы. Отказ считает незаконным, его вины в правильном оформлении документов не имеется, его работа протекала в условиях РКС. До службы в Вооруженных силах и после службы он работал на руднике «Мирный», работа на котором подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение ему досрочной страховой пенсии.
В судебном заседании представительистца Больсунова М.В. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Третьякова Л.Н исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, по основаниям указанным в Решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 11.04.2018г. Просит учесть, что период работы истца в АК «Алроса» (ПАО) засчитан в специальный стаж работы истца.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что<дата>.истец обратился в ГУ-УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) за назначением ему досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) № от 11.04.2018г. в назначении ему пенсии было отказано в виду отсутствия у него требуемого стажа в районе Крайнего Севера 15 лет. Не засчитаны Тарасову С.В. в специальный и страховой стаж периоды:
Служба по призыву с <дата> по <дата> ( 2 года 2 дня) поскольку не представлено документов, подтверждающих, что военная служба по призыву проходила в РКС или МКС, а так же учитывая, что поступление на работу после службы состоялось после <дата>, а именно <дата> в связи с чем данный период не подлежит зачету в стаж работы на Севере.
Служба в органах Внутренних дел МВД с <дата> по <дата> ( 2 года 00 месяцев 23 дня) поскольку п. 4Правил №, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой в течении полного рабочего дня, включение периодов службы данными правилами не предусмотрено.
Периоды работы в Мирненском управлении автомобильных дорог АК «Алроса»(ПАО) с <дата> по <дата> (30 дней) и с <дата> по <дата> (8 месяцев 24 дня), а всего 9 месяцев 24 дня поскольку данные периоды не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В установленный ч. 8 ст. 22 закона № 400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» 3-х месячный срок в выписку из индивидуального лицевого счета Тарасова С.В. не поступили сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающие вышеуказанные периоды работы.
Комиссия пришла к выводу о том, что документально подтвержденный стаж работы Тарасова С.В. в РКС на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 12 лет 1 месяц 20 дней.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 -10 и 16 -18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на <дата>.
Дополнением № от 20.09.18г. к решению ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) № от 11.04.2018г., в назначении досрочной страховой пенсии Тарасову С.В. в соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" было отказано в виду отсутствия у него требуемого стажа в районе Крайнего Севера 15 лет. Документально подтвержденный стаж работы в РКС на дату обращения за назначением пенсии составил 12 лет 10 месяцев 11 дней. Засчитан период работы истца в Мирненском управлении автомобильных дорог АК «Алроса» (ПАО) с 01.01.2017г по 09.05.2017г и с 21.05.2017г по 25.09.2017г. Не засчитаны Тарасову С.В. в специальный и страховой стаж время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10.05.2017г по 20.05.2017г.
Требования Тарасова С.В. включить периоды его обучения с <дата> по <дата> (2 года 8 месяцев 15 дней) в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии не подлежат удовлетворению, поскольку указанный период не подтвержден документально.
Требования Тарасова С.В. засчитать в его стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период с <дата> по <дата> (2 дня) и приравнять периоды его службы по призыву с <дата> по 31.05.1993г. (2 года 2 дня) к работе, предшествовавшей данному периоду и включить период службы по призыву с <дата> по <дата> в специальный стаж, а именно в стаж работы в районах Крайнего Севера, имевший место как до, так и после службы в Вооруженных силах, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от <дата> N 320-О, Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> N 2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с <дата>.
Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Суд учитывает вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда РФ и принимает во внимание, что в спорные периоды времени действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета М. С. от <дата> N 590.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 30 Закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, учитываемая в календарном порядке, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего С., органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего С. (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Рассматривая заявленные требования и находя их подлежащими удовлетворению, суд исходит из того, что действующее до <дата> правовое регулирование предусматривало возможность включения периодов службы в Вооруженных Силах С. в специальный стаж.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от <дата> N 2-П со ссылкой на Постановление от <дата> N 8-П и Определение от <дата> N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета М. С. от <дата> N 590 предусматривалось, что служба в составе Вооруженных Сил С. подлежала зачету в стаж работы при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что с <дата> на основании приказа № oт <дата> о приеме на работу Тарасов С. В. был принят на работу на рудник Мирный в должности «слесарь по ремонту дор.строительных машин» с вредными условиями труда из ГПТУ.
На основании приказа № о прекращении трудового договора и п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР <дата> Тарасов С.В. был уволен с работы в связи с призывом в ряды Вооруженных сил. Данный период является бесспорным, поскольку подтвержден документально, надлежащим образом заверенными документами, путем направления в суд вышеуказанных приказов, расчетными документами о начисленной и выплаченной истцу заработной плате, а так же расчетом работодателя льготного стажа, имеющегося в материалах настоящего гражданского дела.
С <дата> по <дата> Тарасов С.В. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил, призывался на основании закона С. «О всеобщей воинской обязанности».
С 01.07.1993г. по 10.01.1994г. Тарасов С.В. работал слесарем по ремонту автомашин на комплексе «Водораздельные галечники» в РКС Мирненского ГОК АК «Алмазы России Саха» Республики Саха (Якутия).
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца после периода военной службы включена в специальный стаж.
Следовательно, период военной службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Требования Тарасова С.В. включить периоды прохождения медицинских комиссий <дата>, <дата>, <дата> (3 дня) в специальный стаж работы в районах Крайнего дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Требования Тарасова С.В. включить периоды службы в органах Внутренних дел МВД с <дата> по <дата> ( 2 года 23 дня) в стаж работы в районах Крайнего Севера дающей право на досрочное назначение страховой пенсии не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Тем самым для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения страховой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (в районах Крайнего Севера и т.п.).
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Требования о включении периода работы в Мирненском управлении автомобильных дорог АК «Алроса» (ПАО) с <дата> по <дата>. г. (30 дней) и с <дата> по 25.09.2017г. (8 месяцев 24 дня), а всего 9 месяцев 24 дня в стаж работы в районах Крайнего Севера дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не подлежит удовлетворению, поскольку, на момент рассмотрения дела уже включен в специальный стаж истца.
Согласно ст. 22 п.1 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от <дата>, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 5и6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку, с учетом включенных судом спорных периодов, необходимый стаж работы истцом был выработан по достижении им возраста 55 лет, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарасова С. В. удовлетворить частично.
Признать за Тарасовым С. В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с<дата> в соответствии с ч.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включитьТарасову С. В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с <дата>г по <дата>г на руднике «Мирный» ПНО «Якуталмаз» в должности слесаря по ремонту дорожно-строительных машин; период прохождения службы в Вооруженных силах с 29.05.1991г по 31.05.1993г., как работу в РКС.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить Тарасову С. В. досрочную страховую пенсию по старости с<дата> в соответствии с ч.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 26.09.18г.
Судья Медведева Н.П.