Именем Российской Федерации
г. Тамбов 14 июня 2012 года
Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Бучневой С.В.,
с участием прокурора Пичугиной С.Н.,
при секретаре Юриной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мичуринского района Тамбовской области, действующего в интересах Воскресенского Евгения Дмитриевича к Управлению социального развития Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мичуринского района Тамбовской области обратился в суд с иском к УТСР Тамбовской области (в связи с переименованием – Управление социального развития Тамбовской области) о возложении обязанности предоставить Воскресенскому Е.Д. социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере, установленном законодательством, в связи с прекращением попечительства над ним. В обоснование заявленных требований указал, что Воскресенский Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Советского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО3 был лишен родительских прав в отношении сына, а мать ФИО4 – решением Мичуринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Остролучинского сельсовета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Воскресенский Е.Д. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для предоставления жилого помещения. Закрепленной жилой площади и помещения на правах личной собственности Воскресенский Е.Д. не имеет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Профучилище №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службы в Вооруженных Силах РФ. На настоящее время социальная выплата Воскресенскому Е.Д. не предоставлена.
В судебном заседании помощник прокурора Мичуринского района Тамбовской области Пичугина С.Н. иск поддержала в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Воскресенский Е.Д. в судебное заседание не явился, согласно представленному в суд заявлению просит рассматривать дело без его участия.
Ответчик Управление социального развития Тамбовской области не направил своего представителя в судебное заседание, согласно поступившему в суд заявлению просят рассматривать дело в их отсутствие, дополнительно указав, что учитывая объем денежных средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в 2012 году предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения не представляется возможным. Документы на Воскресенского Е.Д., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступили в Управление ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) и с этой даты он включен в Список под №.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решениями Мичуринского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ и Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители несовершеннолетнего – мать ФИО4 и отец ФИО3, соответственно, были лишены родительских прав в отношении сына Воскресенского Е.Д. (л.д. 12, 13).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Воскресенский Е.Д. обучался в ГОУ НПО ПУ №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах РФ.
Постановлением администрации Остролучинского сельсовета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Воскресенский Е.Д. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения.
На настоящее время социальная выплата на приобретение или строительство жилья Воскресенскому Е.Д. не предоставлена. При этом право Воскресенского Е.Д. на получение жилья либо социальной выплаты на его приобретение либо строительство, никем из сторон не оспаривается.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Согласно статье 1 Закона Тамбовской области от 25 ноября 2005 г. № 391-З
"О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области" систему исполнительных органов государственной власти Тамбовской области составляют: администрация Тамбовской области - высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, стоящая во главе данной системы; исполнительные органы государственной власти Тамбовской области.
В силу статьи 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З
"О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров, путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. При отсутствии необходимого жилищного фонда лицам, указанным в настоящей статье однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении.
Размер социальной выплаты исчисляется исходя из 33 квадратных метров общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра, подлежащей применению для расчета размеров социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан на строительство (приобретение) жилья.
Порядок предоставления жилых помещений (социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) таким лицам устанавливается постановлением администрации Тамбовской области
Постановлением администрации Тамбовской области от 15 июня 2011 г. № 644 "Об определении органа исполнительной власти области, уполномоченного на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" управление труда и социального развития области определено органом исполнительной власти области, уполномоченным на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 июля 2011 г. №816
утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также определено Управление труда и социального развития области главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.2.3 Порядка предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты осуществляется на основании приказа управления труда и социального развития области и сертификата, форма которого утверждается приказом управления труда и социального развития области, путем перечисления денежных средств на счет продавца (физического или юридического лица) или застройщика жилого помещения, открытый в кредитной организации.
Жилые помещения, приобретаемые за счет социальной выплаты, должны соответствовать норме предоставления жилого помещения и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (п.2.4 Порядка).
В Закон Тамбовской области от 24 декабря 2010 г. №723-З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" внесены изменения, согласно которым именно Управлению труда и социального развития Тамбовской области переданы денежные средства из бюджета области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставление им социальной выплаты.Постановлением главы администрации Тамбовской области от 21.03.2012 н. № 15 Управление труда и социального развития Тамбовской области переименовано в Управление социального развития.
Постановлением главы администрации Тамбовской области от 04.05.2012 г. № 29 утверждено Положение об управлении социального развития Тамбовской области, в соответствии с п. 1.1 которого Управление социального развития Тамбовской области является правопреемником Управления труда и социального развития Тамбовской области.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению социальной выплаты на приобретение или строительство жилья истцу должна быть возложена на Управление социального развития Тамбовской области.
Доводы ответчика о недостаточности на настоящий момент денежных средств для предоставления социальных выплат всем очередникам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и доводы о наличии очередности на получение этой выплаты не могут быть приняты судом во внимание.
Как следует из вышеуказанных положений действующего законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения (на социальную выплату) не поставлено в зависимость ни от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, ни от обеспечения жильем других очередников. Нет в нем и указаний на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории.
Обеспечение жилыми помещениями должно быть осуществлено по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также образовательных и иных учреждениях.
Данная обязанность в отношении Воскресенского Е.Д. в определенный действующим законодательством срок уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области не исполнена, в связи с чем имеются все основания для удовлетворения иска прокурора, предъявленного в интересах Воскресенского Е.Д.
На основании изложено и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мичуринского района Тамбовской области удовлетворить.
Обязать Управление социального развития Тамбовской области предоставить Воскресенскому Евгению Дмитриевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Бучнева
Решение в окончательной форме принято: ДД.ММ.ГГГГ