Дело № 2-4740/2022
73RS0001-01-2022-006262-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2022г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Елистратова А.М., при секретаре Хайрулловой Р.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Сидорова Владимира Вячеславовича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Сидорова В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб., возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. серии №. В обоснование иска прокурор указал следующее. Прокуратурой проведена проверка по обращению истца. В ходе проверки установлено, что истец является <данные изъяты>, страдает хроническими заболеваниями. Врачом ГУЗ «Городская поликлиника №1 им.С.М.Кирова» истцу Сидорову В.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан рецепт серии № на получение лекарственного препарата. Ответчик не обеспечил возможность получения препарата своевременно.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требования о компенсации морального вреда. Не поддержал требование о возложении на ответчики обязанности обеспечить лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. серии № в связи с тем, что рецепт был обслужен ДД.ММ.ГГГГ. Размер компенсации морального вреда обосновал тем, что ответчик неоднократно нарушал обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами по рецептам врача. Обеспечение препаратами происходит после обращения в суд.
Представитель ответчика в отзыве не оспаривал то обстоятельство, что препарат не был предоставлен истцу по льготному рецепту. Возражения против иска обосновал тем, что рецепт был обслужен ДД.ММ.ГГГГ., указал на отсутствие нарушений прав истца, влекущих возможность удовлетворения требования о компенсации морального вреда, а также на несоразмерность размера требуемой компенсации.
Представитель третьего лица ГУ «Ульяновская государственная аптека» просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что рецепт был обслужен ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица ГУЗ «Городская поликлиника №1 им.С.М.Кирова» в суд не явился.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно делу освидетельствования во МСЭ истец является инвалидом <данные изъяты>, страдает хроническими заболеваниями.
Врачом ГУЗ «Городская поликлиника №1 им.С.М.Кирова» истцу Сидорову В.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан рецепт серии № на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>».
Ответчик не обеспечил возможность получения препарата своевременно.
Истец не поддержал требование о возложении на ответчики обязанности обеспечить лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с тем, что препарат, указанный в рецепте предоставлен ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик не обеспечил истцу возможность своевременно получить по льготному рецепту лекарственный препарат.
В соответствии ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.
Поскольку ответчик нарушил свои обязательства, ущемил права истца на льготное лекарственное обеспечение суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
При разрешении требования компенсации морального вреда суд учитывает следующее. Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Таким образом, в связи с нарушением прав истица на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условий для реализации им своих прав, в том числе, на получение инвалидом лечения на льготных основаниях, иск в части компенсации морального вреда также подлежит удовлетворению.
С учётом фактических обстоятельств дела, длительности нарушения прав истца, требований закона о необходимости соблюдения разумности и справедливости при определении размера компенсации, суд взыскивает с ответчика в пользу истца в счёт компенсации морального вреда 4 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Сидорова Владимира Вячеславовича к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Сидорова Владимира Вячеславовича в счёт компенсации морального вреда 4 000 руб.
В остальном в удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Елистратов