Дело № 2-716/2019 (10RS0005-01-2019-001108-91)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2019 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием истца Петровой И.И., представителя истца - адвоката Короп С.С., действующего на основании ордера (в деле), представителя ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Грамович М.Д., действующей на основании доверенности (в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Петровой Инны Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, и назначении досрочной пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Петрова И.И. обратилась в суд с названным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в гор. Костомукша РК (межрайонное), мотивируя требования тем, что 09 июля 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в период с 14 июля 1995 года по 01 сентября 2001 года работала в должности телефониста 3 класса междугородней телефонной связи в Костомукшской дистанции сигнализации и связи Октябрьской железной дороги (Список № 2). Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 22 июля 2019 г. № 35 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ со ссылкой на то, что Список № 2 от 1991 года предусматривает в разделе XXIX позиции 23100000-19093 профессию «Телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородних, заказных, справочных коммутаторах на переговорных пунктах с круглосуточным действием». По результатами документальной проверки не был подтвержден стаж работы истца на работах с микротелефонной гарнитурой (устройством) в течении полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). С указанным решением истец не согласна. Просила суд признать незаконным решение ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 22 июля 2019 г. № 35; включить в специальный стаж истца период работы в должности телефониста 3 класса междугородней телефонной связи в Костомукшской дистанции сигнализации и связи Октябрьской железной дороги с 14 июля 1995 года по 01 сентября 2001 года; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ) с 09 июля 2019 года.
Определением суда от 31 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Октябрьская железная дорога по Петрозаводскому территориальному управлению ОАО «РЖД».
В судебном заседании истец Петрова И.И. и ее представитель - адвокат Короп С.С. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Грамович М.Д. в судебном заседании с иском не согласилась. Привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Октябрьской железной дороги по Петрозаводскому территориальному управлению ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истца и ее представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного дела, допросив свидетелей, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В судебном заседании установлено, что Петрова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (46 лет), обратилась в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) 09 июля 2019 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 22 июля 2019 г. № 35 Петровой И.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы по Списку № 2.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 указанного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 указанного закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец Петрова И.И. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 29 июня 1998 года.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 (далее по тексту - Правила № 516), и разъяснениями Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Пунктом 4 Правил № 516 определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативно правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативно правовыми актами.
В соответствии с п/п. «а» п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30-32 Федерального закона № 400-ФЗ необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пении по старости.
Подпунктом «б» п. 1 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В соответствии со Списком № 2 от 1956 раздел XXXI «Связь» право на досрочное назначение пенсии имеют телефонисты междугородных телефонных станций, переговорных пунктов с круглосуточным действием и городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше.
В соответствии со Списком № 2 от 1991 раздел XXIX «Связь» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют: телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием (п. 23100000-19093); телефонисты местной телефонной связи городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше (п. 23100000-19095); телефонисты справочной службы городской телефонной сети (п. 23100000-19096).
Из записей трудовой книжки Петровой И.И. следует, что в период с 14 июля 1995 года по 22 мая 1997 года истец работала в Костомукшской дистанции сигнализации и связи ОЖД в должности телефониста 3 класса междугородней телефонной связи.
С 23 мая 1997 года по 31 января 2001 года истец работала телефонистом 3 класса междугородней телефонной связи в Петрозаводской дистанции сигнализации и связи ОЖД, в связи с реорганизацией предприятия путем присоединения Костомукшской дистанции сигнализации и связи ОЖД.
01 февраля 2001 года в связи с реорганизацией предприятия Петрова И.И. переведена в Костомукшскую дистанцию сигнализации и связи ОЖД телефонистом 3 класса междугородней телефонной связи.
01 сентября 2001 переведена на должность секретаря-машинистки 3 разряда на федеральном железнодорожном транспорте РФ.
Из архивных справок Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», имеющихся в материалах пенсионного дела, следует, что в документах архивного фонда Костомукшской дистанции сигнализации и связи имеются сведения о приеме на работу Петровой (ранее ФИО10) И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, телефонисткой 3 класса междугородней телефонной связи ТТС с 14 июля 1995 года на основании приказа от 14 июля 1995 г. № о приеме на работу, а с 01 сентября 2001 года - секретарем-машинисткой 3 разряда (приказ от 03 сентября 2001 г. № о переводе на другую работу).
Документы, отражающие характеристики оборудования и работу заявителя, в архивных фондах отсутствуют.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 22 июля 2019 г. № 35 истцу не зачтены в стаж, дающий право на назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, общий период работы с 14 июля 1995 года по 31 августа 2001 года в Костомукшской дистанции сигнализации и связи ОЖД в должности телефониста 3 класса междугородней телефонной связи, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие постоянную занятость на работах и в условиях, предусмотренных Списком № 2.
Кроме того, ОАО «РЖД» не представил в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) сведения о характеристиках оборудования и о характере работы истца, а именно, использовалась ли в работе Петровой И.И. микротелефонная гарнитура.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В справке ОАО «РЖД» от 10 мая 2018 г. № 27, уточняющей особый характер работы, представленной в отказное дело, работодатель подтверждает, что Петрова И.И. была занята полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) в производстве связи в качестве телефониста 3 класса междугородней телефонной связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных заказных, справочных коммутаторах и переговорных пунктах с круглосуточным действием, с 14 июля 1995 года по 31 августа 2001 года. Работа истца предусмотрена Списком № 2, раздел XXIX «Связь», п. 23100000.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6 и ФИО7 (коллеги истца по работе) пояснили, что Петрова И.И. действительно работала в Костомукшской дистанции сигнализации и связи ОЖД. Знают ее с 1995 года, когда Петрова И.И. устроилась к ним на работу в узел связи телефонистом. Истец работала с микротелефонной гарнитурой, была международная связь, работа была круглосуточной.
Оценивая показания указанных свидетелей, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять их показаниям не имеется, поскольку их показания последовательны и непротиворечивы и согласуются с пояснениями истца и письменными материалами дела.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт работы Петровой И.И. в Костомукшской дистанции сигнализации и связи ОЖД в должности телефониста 3 класса междугородней телефонной связи, постоянно работающего с микротелефонной гарнитурой (устройством), в период с 14 июля 1995 года по 31 августа 2001 года, в связи с чем подлежит удовлетворению требование истца о включении данного периода работы в стаж Петровой И.И., дающий право на назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. В этой части отказ ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) является незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом включенных судом периодов страховой стаж истца составил 29 лет 01 месяц 06 дней, что более требуемых 20 лет, стаж работы по Списку № 2 - 09 лет 02 месяца 05 дней, то право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ возникло у Петровой И.И. в 46 лет, то есть 10 июля 2019 года. На дату обращения истца в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) - 09 июля 2019 года право на досрочную страховую пенсию по старости у истца не наступило.
На этом основании требование истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению в части, а именно с 10 июля 2019 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Петровой Инны Ивановны удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) от 22 июля 2019 года № 35.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) включить Петровой Инне Ивановне в специальный стаж периоды работы в должности телефониста 3 класса междугородней телефонной связи, постоянно работающего с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных заказных, справочных коммутаторах и переговорных пунктах с круглосуточным действием:
- с 14 июля 1995 года по 22 мая 1997 года - в Костомукшской дистанции сигнализации и связи Октябрьской железной дороги;
- с 23 мая 1997 года по 31 января 2001 года - в Петрозаводской дистанции сигнализации и связи Октябрьской железной дороги;
- с 01 февраля 2001 года по 31 августа 2001 года - в Костомукшской дистанции сигнализации и связи Октябрьской железной дороги.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) назначить Петровой Инне Ивановне страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 июля 2019 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в пользу Петровой Инны Ивановны расходы по оплате государственной пошлине в размере 600 (шестисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2019 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 12 декабря 2019 года.