Дело № 2-938/2019
УИД № 24RS0024-01-2019-000287-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучеренко СН к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Кучеренко С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работает у ответчика, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по август 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 38468,31 руб.
В судебное заседание истец Кучеренко С.Н. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддерживает.
Представитель ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не известил
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом имеющихся ходатайств, требований ст. 167 ГПК РФ, и исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.
В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно требованиям ст.96, 149 ТК РФ, при работе в ночное время, т.е. в период с 22 часов до 6 часов, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как установлено в судебном заседании, истец в спорном периоде работала у ответчика в должности сторожа, ей установлен оклад, северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30%., надбавка за работу в ночное время 35%.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические, и особые условия труда, исходя из следующего расчета:
январь 2018 года:
Норма часов 136, отработано истцом по должности 136 часов, из них 53 часов праздничные, 80 в ночное время.
МРОТ 9489 руб.:136=69,77 руб.(стоимость часа работы),
праздничные:69,77*2*53=7395,62 руб.
за работу в ночное время: 69,77х35%х80 часа=1953,56 руб.
83 часов по норме (без учета праздничных)* 69,77 руб.=5790,91 руб.
(7395,62 руб.+ 1953,56 руб.+5790,91)* 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 24224,14 руб. должно быть начислено – 11616,46 руб. начислено=12607,68 руб. недоначислено.
февраль2018 года:
Норма часов 151, отработано истцом по должности 137 часов, из них 19 часов праздничные, 74 ночные.
МРОТ 9489 руб.:151=62,84 руб.(стоимость часа работы)
праздничные:62,84 руб.*2*19=2387,92руб.
за работу в ночное время: 62,84х35%х74 час.=1627,56 руб.
118 часов по норме (без учета праздничных)* 62,84 руб.=7415,12 руб.
(2387,92 руб.+ 1627,56 руб.+ 7415,12 руб.)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 18288,96 руб. должно быть начислено-9994,65 руб. начислено=8294,31 руб. недоначислено.
Март 2018 года:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 151 часов, из них 86 час. ночные.
МРОТ 9489 руб.:159=59,68 руб.(стоимость часа работы)
за работу в ночное время: 59,68х35%х86 час.=1796,37 руб.
151 часов по норме * 59,68 руб.=9011, 68руб.
(1796,37 руб.+ 9011,68 руб.)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 17292,88 руб. должно быть начислено-10461,74 руб. начислено=6831,14руб. недоначислено.
Апрель 2018:
Норма часов 167, отработано истцом по должности 132 часов, из них 80 ночные.
МРОТ 9489 руб.:167=56,82 руб.(стоимость часа работы)
за работу в ночное время: 56,82х35%х80 час.=1590,96 руб.
132 час. *56,82=7500,24 руб.
(1590,96 руб.+7500,24 руб)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 14545,92 руб. должно быть начислено - 8707,26 руб. начислено= 5838,66 руб. недоначислено.
май 2018:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 156 часов, из них 19 час. праздничные,80 ночные.
МРОТ 11163 руб.:159=70,21 руб.(стоимость часа работы)
праздничные:70,21руб.*2*19=2667,98руб.
за работу в ночное время: 70,21х35%х80 час.=1965,88 руб.
137 часов по норме (без учета праздничных)* 70,21 руб.=9618,77 руб.
(2667,98 уб.+ 1965,88 руб.+ 9618,77 руб.)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 22804,21 руб. должно быть начислено – 10952,38 руб. начислено=11852,83 руб. недоначислено.
июнь 2018:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 156 часов, из них 19 час. праздничные,80 ночные.
МРОТ 11163 руб.:159=70,21 руб.(стоимость часа работы)
праздничные:70,21руб.*2*19=2667,98руб.
за работу в ночное время: 70,21х35%х80 час.=1965,88 руб.
137 часов по норме (без учета праздничных)* 70,21 руб.=9618,77 руб.
(2667,98 уб.+ 1965,88 руб.+ 9618,77 руб.)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 22804,21 руб. должно быть начислено – 10952,38 руб. начислено=11852,83 руб. недоначислено.
Июль 2018:
Норма часов 176, отработано истцом по должности 149 часов, из них 82 час. ночные.
МРОТ 11163 руб.:176=63,43 руб.(стоимость часа работы)
за работу в ночное время: 63,43х35%х82 час.=1820,44 руб.
149 час. *63,43=9451,07 руб.
(1820,44 руб.+9451,07 руб)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 18034,42 руб. должно – 9450,49 руб. начислено=8583,93 руб. недоначислено.
август 2018:
Норма часов 184, отработано истцом по должности 139 часов, из них 86 час. ночные.
МРОТ 11163 руб.:184=60,67 руб.(стоимость часа работы)
за работу в ночное время: 60,67х35%х86 час.=1826,17 руб.
139 часов по норме * 60,67руб.=8433,13 руб.
(1826,17 руб.+8433,13 руб.)* 1,6 (районный коэфициент и северная надбавка)= 16414,88 руб. должно быть начислено (без учета отпускных) – 8432,92 руб. начислено=7981,96 руб. недоначислено
Всего ответчиком недоначислено: 73843,34 руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами, сведениями об учете рабочего времени, при этом увеличение суммы недоначисленной заработной платы, не свидетельствует о выходе суда за пределы заявленных требований, поскольку увеличение суммы недоначисленной заработной платы, произошло в связи с ненадлежащим расчетом истца, который произведен судом самостоятельно, на основании представленных документов, в пределах сроков заявленных для взыскания.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января по август 2018 г. в размере 73843,34 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2415 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кучеренко СН к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» о взыскании заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в пользу Кучеренко СН недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018 года в размере 73843,34 руб.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2415 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья М.Н.Копылова