Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-753/2013 ~ М-632/2013 от 19.04.2013

Дело № 2-753/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                              ДД.ММ.ГГГГ        

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Богатковой З.Г.,

с участием помощника Шатурского городского прокурора Пантюхиной А.С., ответчика - представителя администрации городского округа Рошаль по доверенности Мосиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Е.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатурского городского прокурора Московской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Рошаль о признании незаконным бездействия администрации городского округа Рошаль по постановке на учет безхозяйного имущества,

установил:

Шатурский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

В ходе проведенной Шатурской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и охраны водных объектов в период подготовки к паводковому периоду 2013 г. выявлен факт бездействия администрации городского округа Рошаль, выразившийся в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение (<данные изъяты>). Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа Рошаль Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - <данные изъяты> и возложить на администрацию городского округа Рошаль Московской области обязанность обратиться в Рошальский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанного гидротехнического сооружения.

Помощник Шатурского городского прокурора Пантюхина А.С. в судебном заседании дала объяснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации городского округа Рошаль по доверенности Мосина С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что земельный участок, на котором находится <данные изъяты>, является федеральной собственностью, администрация городского округа не имеет права распоряжаться данным имуществом. <данные изъяты> обслуживалась Рошальским химкомбинатом, после его ликвидации администрация считала, что данное имущество было либо передано в водоканал, либо поступило в распоряжение Российской Федерации. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Относительно требования возложить на администрацию обязанность обратиться в регистрирующий орган, пояснила, что согласно ст. 225 ГК РФ муниципальный орган самостоятельно решает вопрос о постановке на учет бесхозяйного имущества. В настоящее время <данные изъяты> разрушена, администрации она не нужна, а постановка ее на учет и ликвидация приведет к существенным затратам денежных средств. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Судом установлено, что гидротехническое сооружение - <данные изъяты> является недвижимым имуществом.

Согласно информации Государственного бюджетного учреждения по водному хозяйству по Московской области «Мособлводхоз» на территории городского округа Рошаль Московской области расположено гидротехническое сооружение - <данные изъяты>. По данным ГУ «Мособлводхоз» данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным, не эксплуатируется и не готово для пропуска половодья и паводков (<данные изъяты>).

Как следует из сообщения Рошальского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения на объект - <данные изъяты> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (<данные изъяты>). Из сообщения Шатурского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект - <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Таким образом, материалами дела установлено, что в границах территории городского округа Рошаль расположено гидротехническое сооружение - <данные изъяты>, которая не является муниципальной собственностью и на балансе какой-либо организации не состоит.

В соответствии со ст. 8, 9 ФЗ N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. Пункт 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Материалами дела установлено, что указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным имуществом и подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления - администрацией городского округа Рошаль в соответствии с Положением "О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 580 от 17.09.2003 года. Однако, меры по постановке указанного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права ответчиком не принимались.

ДД.ММ.ГГГГ главе городского округа Рошаль Московской области ФИО4 внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (<данные изъяты>), которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено (<данные изъяты>), до настоящего времени администрация городского округа Рошаль мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества не приняла.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, лежит на собственнике гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Положениями п. 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Поскольку <данные изъяты> расположена в границах городского округа Рошаль, не имеет собственника и не состоит на балансе какой-либо организации, является бесхозяйным имуществом, бездействие ответчика по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п. 3 ст. 225 ГК РФ, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы Московской области с заявлением о принятии на учет указанного сооружения обязана администрация городского округа Рошаль.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шатурского городского прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие администрации городского округа Рошаль Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - <данные изъяты>.

Возложить на администрацию городского округа Рошаль обязанность обратиться в Рошальский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение - <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья         З.Г. Богаткова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                           З.Г. Богаткова

2-753/2013 ~ М-632/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шатурская городская прокуратура
Ответчики
Админ. г. Рошаль
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Богаткова Зулфия Гарифовна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
19.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2013Передача материалов судье
23.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2013Судебное заседание
05.06.2013Судебное заседание
10.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2013Дело оформлено
26.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее