Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-3/2021 (5-446/2020;) от 03.12.2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Томская область, с. Молчаново

ул. Димитрова, 55                                      29 января 2021 года

Судья Молчановского районного суда Томской области Бажилин В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении З., родившейся /___/ в /___/, гражданки Российской Федерации, владеющей русским языком, работающей уборщицей служебных помещений ОГБУЗ «/___/ больница», зарегистрированной и проживающей по адресу: /___/,

УСТАНОВИЛ:

В отношении З. /___/ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по /___/ в /___/ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано в протоколе, З. в нарушение статей 10 и 29 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1//___/-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от /___/ /___/ и пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП /___/-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от /___/ /___/, в период времени с 9 часов до 10 часов /___/, находясь на рабочем месте в хирургическом отделении стационара ОГБУЗ «/___/ больница», не использовала медицинские маски для защиты органов дыхания и перчатки.

В судебном заседании З. вину в совершении правонарушения признала, указала, что забыла надеть маску, когда пошла пить чай в перерыве рабочего времени.

Судом исследованы следующее материалы дела.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по /___/ /___/ от /___/ специалистом–экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по /___/ в /___/ Х. с целью расследования причин возникновения случаев новой коронавирусной инфекции (COVID-19) проведена выездная проверка в отношении ОГБУЗ «/___/ больница». По результатам проверки /___/ составлен акт, в котором отражен, в частности, выявленный факт неиспользования уборщицей служебных помещений З. медицинской маски и перчаток в период с 9-00 часов до 10-00 часов /___/ на рабочем месте в хирургическом отделении стационара. Данный факт выявлен /___/ при просмотре видеозаписи с камер наблюдения (л.д.6-16).

По фактам допущенных нарушений, в том числе, в связи с неиспользованием сотрудниками масок и перчаток, главному врачу ОГБУЗ «/___/ больница» выдано предписание /___/ от /___/ об устранении нарушений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей (л.д. 17-19).

Табелем учета и использования рабочего времени /___/ зафиксировано, что /___/ З. находилась на рабочем месте (л.д. 25-26).

В письменных объяснениях от /___/ З. указала, что /___/ в период времени с 9-00 до 10-00 пошла в буфетную выпить чаю и при этом не использовала медицинскую маску и перчатки, подтверждает, что на представленной видеозаписи от /___/ изображена она, З. (л.д. 22).

В письменных пояснениях от /___/ главный врач ОГБУЗ «/___/ больница» Д. сообщает, что на представленной видеозаписи от /___/ в период времени с 9-00 до 10-00 была З., /___/ года рождения. Видеозапись датирована /___/ из-за сбоя в работе системы наблюдения, реальная дата – /___/ (л.д. 28-29). К объяснениям приложен скриншот с видеозаписи, датированный /___/ (л.д. 30).

В соответствии с приказом /___/ л/с от /___/ З. назначена уборщицей служебных помещений отделения санитарной обработки ОГБУЗ «/___/ больница» (л.д. 33).

Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении, суд исходит из следующего.

Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Таким образом, приведенной нормой права установлена ответственность за нарушение (невыполнение):

- действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;

- санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:

- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно абзацу 2 статьи 10 указанного Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 50 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Согласно пункту 2.1 указанных выше СП 3.1//___/-13, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Абзац 2 пункта 4.4 указанных выше СП /___/-20 устанавливает, что к числу мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, относится, в том числе:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Из анализа приведенных норм права следует, что положения Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ являются правилами общего регулирования, не содержащими прямого требования о ношении медицинских масок и перчаток, о времени и местах их использования.

Пункт 2.1 СП 3.1//___/-13, на нарушение которого указано в протоколе об административном правонарушении, также не содержит требования о ношении масок и перчаток.

Пункт 4.4 СП /___/-20, исходя из его толкования, определяет общие направления для разработки органами власти и организациями собственных конкретных мер по «разрыву» механизма передачи инфекции. Данный вывод следует также из пункта 4.1 СП /___/-20, которым установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, данная норма санитарно-эпидемиологических правил не предписывает гражданам носить маски и перчатки и не содержит конкретного требования о времени и месте ношения масок и перчаток, имеет общий, рекомендательный характер. Иное истолкования данной нормы приведет к ее необоснованному расширительному применению. В отсутствии конкретных требований о времени и месте ношения масок и перчаток нарушением пункта 4.4 СП /___/-20 можно будет признать и неиспользование маски и перчаток в жилом помещении, на улице, а также, например, несоблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров всеми гражданами, находящимися в магазине, автобусе, автомобиле.

Аналогичный вывод о том, что положения пункта 4.4 СП /___/-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» носят общий рекомендательный характер, какую-либо конкретную обязанность на граждан не возлагают, содержится в постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от /___/ /___/.

Таким образом, отсутствие масок и перчаток у сотрудников лечебного учреждения /___/ не является нарушением действовавших в тот период санитарных правил и гигиенических нормативов, а также не является невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполнение которых возлагается на граждан. Данных о выдаче З. предписания (постановления) или требования органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, также не имеется.

С учетом этого, нахождение З. /___/ в помещении больниц без медицинской маски для защиты органов дыхания и перчаток, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, действия З. свидетельствуют о нарушение ею пункта 11 распоряжения /___/ от /___/ /___/-ра, согласно которому с /___/ граждане обязаны при оставлении места жительства (пребывания) иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).

Однако несоблюдение данного запрета не является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Такое бездействие может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем переквалификация бездействия З. на статью 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустима. Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и правила поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /___/ /___/ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допустима, если составы правонарушения имеют единый родовой объект посягательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении З., родившейся /___/ в /___/, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья:                          /подписано/                      В.В. Бажилин

Верно.

Судья                                          В.В. Бажилин

5-3/2021 (5-446/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Завьялова Ольга Дмитриевна
Суд
Молчановский районный суд Томской области
Судья
Бажилин Виталий Вячеславович
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
molchanovsky--tms.sudrf.ru
03.12.2020Передача дела судье
08.12.2020Подготовка дела к рассмотрению
12.01.2021Рассмотрение дела по существу
29.01.2021Рассмотрение дела по существу
03.02.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
09.02.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
11.02.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
19.03.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
24.03.2021Обращено к исполнению
01.04.2021Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее