ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Томская область, с. Молчаново
ул. Димитрова, 55 29 января 2021 года
Судья Молчановского районного суда Томской области Бажилин В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении З., родившейся /___/ в /___/, гражданки Российской Федерации, владеющей русским языком, работающей уборщицей служебных помещений ОГБУЗ «/___/ больница», зарегистрированной и проживающей по адресу: /___/,
УСТАНОВИЛ:
В отношении З. /___/ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по /___/ в /___/ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в протоколе, З. в нарушение статей 10 и 29 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1//___/-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от /___/ /___/ и пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП /___/-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от /___/ /___/, в период времени с 9 часов до 10 часов /___/, находясь на рабочем месте в хирургическом отделении стационара ОГБУЗ «/___/ больница», не использовала медицинские маски для защиты органов дыхания и перчатки.
В судебном заседании З. вину в совершении правонарушения признала, указала, что забыла надеть маску, когда пошла пить чай в перерыве рабочего времени.
Судом исследованы следующее материалы дела.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по /___/ /___/ от /___/ специалистом–экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по /___/ в /___/ Х. с целью расследования причин возникновения случаев новой коронавирусной инфекции (COVID-19) проведена выездная проверка в отношении ОГБУЗ «/___/ больница». По результатам проверки /___/ составлен акт, в котором отражен, в частности, выявленный факт неиспользования уборщицей служебных помещений З. медицинской маски и перчаток в период с 9-00 часов до 10-00 часов /___/ на рабочем месте в хирургическом отделении стационара. Данный факт выявлен /___/ при просмотре видеозаписи с камер наблюдения (л.д.6-16).
По фактам допущенных нарушений, в том числе, в связи с неиспользованием сотрудниками масок и перчаток, главному врачу ОГБУЗ «/___/ больница» выдано предписание /___/ от /___/ об устранении нарушений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей (л.д. 17-19).
Табелем учета и использования рабочего времени /___/ зафиксировано, что /___/ З. находилась на рабочем месте (л.д. 25-26).
В письменных объяснениях от /___/ З. указала, что /___/ в период времени с 9-00 до 10-00 пошла в буфетную выпить чаю и при этом не использовала медицинскую маску и перчатки, подтверждает, что на представленной видеозаписи от /___/ изображена она, З. (л.д. 22).
В письменных пояснениях от /___/ главный врач ОГБУЗ «/___/ больница» Д. сообщает, что на представленной видеозаписи от /___/ в период времени с 9-00 до 10-00 была З., /___/ года рождения. Видеозапись датирована /___/ из-за сбоя в работе системы наблюдения, реальная дата – /___/ (л.д. 28-29). К объяснениям приложен скриншот с видеозаписи, датированный /___/ (л.д. 30).
В соответствии с приказом /___/ л/с от /___/ З. назначена уборщицей служебных помещений отделения санитарной обработки ОГБУЗ «/___/ больница» (л.д. 33).
Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении, суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, приведенной нормой права установлена ответственность за нарушение (невыполнение):
- действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;
- санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно абзацу 2 статьи 10 указанного Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 50 Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Согласно пункту 2.1 указанных выше СП 3.1//___/-13, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Абзац 2 пункта 4.4 указанных выше СП /___/-20 устанавливает, что к числу мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, относится, в том числе:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Из анализа приведенных норм права следует, что положения Федерального закона от /___/ № 52-ФЗ являются правилами общего регулирования, не содержащими прямого требования о ношении медицинских масок и перчаток, о времени и местах их использования.
Пункт 2.1 СП 3.1//___/-13, на нарушение которого указано в протоколе об административном правонарушении, также не содержит требования о ношении масок и перчаток.
Пункт 4.4 СП /___/-20, исходя из его толкования, определяет общие направления для разработки органами власти и организациями собственных конкретных мер по «разрыву» механизма передачи инфекции. Данный вывод следует также из пункта 4.1 СП /___/-20, которым установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, данная норма санитарно-эпидемиологических правил не предписывает гражданам носить маски и перчатки и не содержит конкретного требования о времени и месте ношения масок и перчаток, имеет общий, рекомендательный характер. Иное истолкования данной нормы приведет к ее необоснованному расширительному применению. В отсутствии конкретных требований о времени и месте ношения масок и перчаток нарушением пункта 4.4 СП /___/-20 можно будет признать и неиспользование маски и перчаток в жилом помещении, на улице, а также, например, несоблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров всеми гражданами, находящимися в магазине, автобусе, автомобиле.
Аналогичный вывод о том, что положения пункта 4.4 СП /___/-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» носят общий рекомендательный характер, какую-либо конкретную обязанность на граждан не возлагают, содержится в постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от /___/ /___/.
Таким образом, отсутствие масок и перчаток у сотрудников лечебного учреждения /___/ не является нарушением действовавших в тот период санитарных правил и гигиенических нормативов, а также не является невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполнение которых возлагается на граждан. Данных о выдаче З. предписания (постановления) или требования органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, также не имеется.
С учетом этого, нахождение З. /___/ в помещении больниц без медицинской маски для защиты органов дыхания и перчаток, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, действия З. свидетельствуют о нарушение ею пункта 11 распоряжения /___/ от /___/ /___/-ра, согласно которому с /___/ граждане обязаны при оставлении места жительства (пребывания) иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).
Однако несоблюдение данного запрета не является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Такое бездействие может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем переквалификация бездействия З. на статью 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустима. Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и правила поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /___/ /___/ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допустима, если составы правонарушения имеют единый родовой объект посягательства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении З., родившейся /___/ в /___/, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: /подписано/ В.В. Бажилин
Верно.
Судья В.В. Бажилин