Дело № 2-825/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Москвичевой Л.П.,
при секретаре Белозеровой О.Л.,
с участием прокурора Тарасовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Инта 07 мая 2013 года дело по заявлению прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в здание отделения общей терапии маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ
Прокурор г. Инты обратился в суд с заявлением к ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в здание отделения общей терапии маломобильных групп населения, указывая, что прокуратурой города Инты проведена проверка прокуратурой города Инты в рамках надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации проведена проверка соблюдения прав инвалидов, проживающих и пребывающих на территории г.Инты, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. По результатам проведенной проверки были выявлены факты нарушения прав инвалидов со стороны ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», а именно, в нарушение норм-гарантий прав инвалидов при входе в корпус № 1, расположенный по адресу: г. Инта, ул. Мира, д. 10, где расположено отделение общей терапии ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», не обеспечены условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в учреждение, а именно отсутствуют пандусы (наклонные поверхности), в связи с чем просит обязать ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" в срок до 31.12.2013 обеспечить условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание отделения общей терапии ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», расположенное по адресу: г. Инта, ул. Мира д. 10, корпус № 1, а именно провести мероприятия по установке пандуса (наклонной поверхности для беспрепятственного въезда инвалидов) на крыльцо указанного здания.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, подтвердив изложенное в заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, повесткой, заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Инты в рамках надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации проведена проверка соблюдения прав инвалидов, проживающих и пребывающих на территории г.Инты, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. По результатам проведенной проверки были выявлены факты нарушения прав инвалидов со стороны ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ».
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственный пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст.ст.18, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Подобные требования содержатся также в СНиП № 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73. К СНиП № 35-01-2001 разработан свод правил: СП 35-101-2011 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», которыми определено, что пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с иного уровня горизонтальной поверхности на другой. В соответствии с пунктами 1.4, 3.13 и 3.14 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для МГН должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В нарушение указанных норм-гарантий прав инвалидов при входе в корпус № 1, расположенный по адресу: г. Инта, ул. Мира, д. 10, где расположено отделение общей терапии ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», не обеспечены условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в учреждение, а именно отсутствуют пандусы (наклонные поверхности).
В соответствии с п. 2.2, 2.3 Устава ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи на территории Республики Коми, основным видом деятельности является медицинская деятельность при оказании первичной медико-санитарной, первично специализированной скорой, паллиативной медицинской помощи, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при обращении донорской крови и ее компонентов в медицинских целях.
Согласно п. 4.1. Устава имущество Учреждения находится в государственной собственности Республики Коми, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми «О передаче в государственную собственность Республики Коми муниципальных учреждений здравоохранения» от 17.12.2012 № 550 в государственную собственность Республики Коми принято ММЛПУ "Интинская ЦГБ".
По информации, представленной Агентством Республики Коми по управлению имуществом акт приема-передачи в государственную собственность ММЛПУ "Интинская ЦГБ" до настоящего времени не подписан Министерством здравоохранения Республики Коми. Согласно информации, представленной ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ", оно является правопреемником ММЛПУ "Интинская ЦГБ", в том числе и в рамках пользования зданием отделения общей терапии, расположенного по адресу: г. Инта, ул. Мира д. 10, корпус № 1. Указанное здание раннее было закреплено за ММЛПУ "Интинская ЦГБ" на праве оперативного управления в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 28.01.2012.
В соответствии с ч. 2 ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество, следовательно, ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" осуществляет пользование зданием на праве оперативного управления.
Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пристройка пандуса к любому зданию представляет собой реконструкцию здания, т.к. реконструкция есть изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, Назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, требования прокурора г. Инты обоснованы, обусловлены нарушением прав и законных интересов инвалидов, круг которых индивидуально не определен. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в здания ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" необходимо для того, чтобы обеспечить в полной мере их право на медицинское обслуживание и охрану здоровья.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора г. Инта удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" в срок до 31.12.2013 обеспечить условия беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание отделения общей терапии ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», расположенное по адресу: г. Инта, ул. Мира д. 10, корпус № 1, а именно провести мероприятия по установке пандуса (наклонной поверхности для беспрепятственного въезда инвалидов) на крыльцо указанного здания.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Л.П. Москвичева
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате 07.05.2013