Дело № 2-347/2020
№
Решение
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года <адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Глазуновой Я.В., при секретаре Петровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязнова С.А. к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконной выдачу уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам, возложении обязанности,
установил:
Истец обратился с названным иском к ответчику, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. Срок договора аренды установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> муниципального района отказано в выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, отказ мотивирован тем, что земельный участок предоставлен в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством.
В результате строительства в границах земельного участка с кадастровым номером № в ДД.ММ.ГГГГ году был построен жилой дом и хозяйственно-бытовые постройки. Жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
Просит признать уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать ответчика рассмотреть вопрос о выдаче Грязнову С.А. уведомления о соответствии, указанным в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
В судебном заседании представитель истца Полонская М.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации <адрес> муниципального района уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно отзыву с иском не согласен, указывает, что земельный участок был предоставлен Грязнову С.А. в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, которая регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Действующими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве определен в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании постановлением администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Грязнову С.А. для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со статьями 22,29,34 и 83 Земельного кодекса РФ.
Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> муниципального района и Грязновым С.А. заключен договор № аренды земельного участка N №. Срок договора аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Грязнов С.А. обратился в администрацию <адрес> муниципального района с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика, указав сведения об объекте капитального строительства – индивидуальном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципального района вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду на основании постановления администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что личное подсобное хозяйство представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (пункты 1 и 2 статьи 2).
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) - пункт 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права и общего смысла правового регулирования спорных отношений, гражданин, владеющий земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только после окончания возведения основного строения (в данном случае - жилого дома, производственного, бытового или иного здания), поскольку право на приобретение за плату земельного участка арендатором, имеющим на праве собственности строения, не соответствующие целевому назначению земельного участка, не предусмотрено.
Такое ограничение прав арендаторов отвечает задачам стимулирования освоения земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а также целям защиты государственной и муниципальной собственности от злоупотреблений со стороны арендаторов.
Вместе с тем, суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. В то же время при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.
Действующее земельное законодательство не позволяет осуществлять продление договоров аренды земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Максимальные (предельные) сроки договоров аренды земельных участков определены статьей 39.8 Земельного кодекса.
Таким образом, и гражданское и земельное законодательство признает ограничение срока договора аренды земельного участка, которое не может быть преодолено конклюдентными действиями сторон этого договора.
При этом положения указанной нормы введены в действие положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ
На основании пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, договоры аренды земельных участков, в том числе заключенные до ДД.ММ.ГГГГ и действующие на ДД.ММ.ГГГГ, подлежат безусловному прекращению после истечения срока аренды, на который они заключались, без права их пролонгации в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса.
Условия заключенных до ДД.ММ.ГГГГ договоров аренды земельных участков относительно наличия у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды, ввиду наличия прямого указания закона на отсутствие такого права, не соответствуют действующему законодательству и не применяются. Однако данные арендаторы не лишаются права заключить новый договор аренды земельного участка при наличии оснований и соблюдении условий, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (пункт 3 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что срок договора аренды земельного участка на момент обращения Грязнова С.А. с уведомлением истек, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Грязнова С.А. к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконной выдачу уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Партизанский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Глазунова Я.В.