2-1195/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
с участием представителя ответчика ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное) Киселёвой К.В., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайворонской Марины Владимировны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное) об обязании включить спорные периоды в специальный стаж,
у с т а н о в и л:
Гайворонская М.В. обратилась с исковым заявлением к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное), согласно которого просит обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж периоды работы в должности медицинской сестры:
- с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --, исключенные ответчиком в связи с прохождением курсов повышения квалификации, указывая на следующее.
Она является медицинским работником, осуществляет лечебную деятельность в учреждении здравоохранения. -- она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. Решением пенсионного фонда ей отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. -- в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. Отделом ПФР не учтено, что повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в связи с чем, периоды такого обучения должны расценивать как продолжение лечебной деятельности, что соотносится с положениями ст. 187 ТК РФ о сохранении за работником места работы (должности), заработной платы при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства.
Поэтому полагает, что периоды нахождения её на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный страховой стаж в календарном исчислении, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. Полагает, что пенсионным фондом неверно подсчитан специальный стаж и с учетом курсов повышения квалификации, которые составляют 1 год 2 месяца 18 дней, на -- должен быть исчислен как 23 года 2 месяца 6 дней.
В судебное заседание Гайворонская М.В. не явилась, извещена о дате и времени судебного разбирательства. Согласно заявления поступившего в канцелярию суда -- просила рассмотреть материалы дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Киселёва К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что пенсионный фонд не согласен с требованиями истца, поскольку решение заседания комиссии вынесено по результатам рассмотрения документов, поступивших на оценку прав на назначении пенсии. Периоды работы истца во время нахождения на курсах повышения квалификации зачтены в страховой стаж. Как льготные данные периоды не проходят, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства № 516 от 22 июля 2002 года периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж. Таким образом, комиссией не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Кроме того, по тексту искового заявления истцом допущена ошибка в подсчете специального стажа с учетом курсов повышения квалификации, поскольку период с -- по -- составляет 1 месяц 13 дней, а не 11 месяцев 13 дней как указано в иске. В связи с чем, просит в иске отказать.
Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального Закона, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Части 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 2016 года.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В пп. 20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено право на досрочное назначение пенсии работников, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на аналогичных условиях, ранее установленных законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 3 ст. 30 закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 3 ст. 30 закона).
В ходе судебного заседания установлено, что -- истец обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ в Селемджинском районе Амурской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от --.
Из решения об отказе в установлении пенсии -- -- отделения Пенсионного фонда РФ в -- следует, что не включены в специальный стаж оспариваемые периоды работы в должности медицинской сестры:
- с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --, в связи с прохождением курсов повышения квалификации.
Всего по представленным истцом документам в специальный стаж ответчиком зачтено 21 год 11 месяцев 6 дней, при требуемом стаже в 25 лет.
Отказ в принятии к зачету указанных периодов в специальный стаж Гайворонской М.В. мотивирован комиссией пенсионного фонда ссылками на действующее в настоящее время законодательство и нормы права, действующие в спорные периоды работы истца.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст.55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обсуждая вопрос о включении в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации:
с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Аналогичное положение содержится в Федеральном законе «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Согласно ст. 27 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления, которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от --.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Повышение квалификации может быть в форме тематического обучения по конкретным вопросам, тематических и проблемных семинаров.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Спорные периоды включены пенсионным органом в страховой стаж истца. Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом оспариваемых периодов специальный страховой стаж работы истца Гайворонской М.В. на момент обращения в пенсионный орган и рассмотрения дела судом составил менее необходимых 25 лет.
В связи с чем, суд находит иск Гайворонской М.В. в данной части обоснованным, и приходит к выводу о необходимости обязания ГУ – УПФ РФ по г. Свободному (межрайонное) включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Гайворонской М.В. периоды ее работы - с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --.
Обсуждая требование истца о том, что на момент ее обращения в пенсионный фонд необходимо установить специальный стаж в размере 23 лет 2 месяцев 6 дней, с учетом курсов повышения квалификации, составляющих 1 год 2 месяца 18 дней, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку истцом при написании иска и подсчете стажа неверно исчислен период с -- по --, который составляет 1 месяц 13 дней, а не 11 месяцев 13 дней как указано в иске.
В связи с чем, суд находит иск Гайворонской М.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Гайворонской Марины Владимировны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное) об обязании включить спорные периоды в специальный стаж, удовлетворить частично.
Признать решение комиссии Отделения пенсионного фонда в Селемджинском районе от --8 года -- об отказе в назначении пенсии Гайворонской М.В. незаконным в части исключения из специального стажа для досрочной страховой пенсии периодов работы:
- с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном (межрайонное) включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Гайворонской М.В. периоды ее работы с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 03 августа 2018 года.
Судья Свободненского
городского суда О.С.Соколинская
2-1195/2018
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Н.Ю.,
с участием представителя ответчика ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное) Киселёвой К.В., действующей на основании доверенности -- от --,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайворонской Марины Владимировны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное) об обязании включить спорные периоды в специальный стаж,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Гайворонской Марины Владимировны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Свободном Амурской области (межрайонное) об обязании включить спорные периоды в специальный стаж, удовлетворить частично.
Признать решение комиссии Отделения пенсионного фонда в Селемджинском районе от -- года -- об отказе в назначении пенсии Гайворонской М.В. незаконным в части исключения из специального стажа для досрочной страховой пенсии периодов работы:
- с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Свободном (межрайонное) включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии Гайворонской М.В. периоды ее работы с -- по --, с -- по --, -- по --, с -- по --.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет принято судом в окончательной форме 03 августа 2018 года.
Судья Свободненского
городского суда О.С.Соколинская