Дело № 2-341/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Ягодное 30 июля 2013 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Токшаровой Н.И., при секретаре П., с участием ответчиков Г. и О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» к Г. и О. о взыскании солидарно задолженности по оплате коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" в размере 83 185,54 рублей, процентов за просрочку платежей в размере 25 375,45 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 3 355,53 рублей,-
У С Т А Н О В И Л:
МУП «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» (далее МУП «СМПП ЖКХ и Э») обратилось в суд с исковым заявлением к Г. и О. о взыскании солидарно задолженности по оплате коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" в размере 83 185,54 рублей, процентов за просрочку платежей в размере 25 375,45 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 3 355,53 рублей.
В обоснование своих требований указали, что Г. является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>, на сновании выписки из финансового лицевого счета № от "дата". Коммунальные услуги потребители, в числе которых супруга собственника - О., не оплачивали, ввиду чего возникла задолженность в размере 83 185,54 рублей за период с "дата" по "дата". Между МУП «СМПП ЖКХиЭ» и администрацией МО «Поселок «Синегорье» заключены муниципальные контракты на поставку коммунальных ресурсов в жилые многоквартирные дома пос.Синегорье №№1,2 от 01.01.2011 года, №№1,2 от 01.01.2012 года, №№ 1,2 от 01.01.2013 года. Расчеты по данным контрактам осуществляются с МУП «СМПП ЖКХиЭ» путем внесения оплаты населением. 13.07.2012 года собственники многоквартирного дома <адрес> приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Со ссылками на ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации истец полагает, что между ним и ответчиками сложились договорные отношения по выполнению работ и оказанию услуг. В соответствии с п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ ответчикам также начислены проценты за просрочку платежей в сумме 25 375,45 рублей.
В судебном заседании представитель истца отсутствовал, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело без своего участия, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчики в судебном заседании с исковыми требованиями согласились в части, полагали начисления за коммунальные услуги по холодной, горячей воде и водоотведению завышены, также не согласились с начислениями процентов, поскольку никаких уведомлений о начисленном штрафе за просрочку коммунальных платежей от истца не получали.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил приступить к рассмотрению дела по существу в отсутствии не явившегося представителя истца.
Выслушав мнение ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктами 1,2 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 35, 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (действовавших в период спорных правоотношений до 01.09.2012 года) и согласно пунктам 63, 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354 (действующих с 01.09.2012 года), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер оплаты за предоставляемые коммунальные услуги (за исключением отопления и снабжения электроэнергией) рассчитывается исходя, в том числе и из количества граждан зарегистрированных и (или) проживающих в жилом помещении, в том числе и временно.
В соответствии с частью 2, пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно статьей 323 Гражданского кодекса РФ при солидарной обязанности должников, кредитор вправе требовать исполнения, как от всех должников, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Согласно статьей 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Как следует из статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно Уставу МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание, ремонт, строительство объектов жилищно-коммунального и энергетического хозяйства; бесперебойное снабжение клиентов горячей и холодной водой, электрической и тепловой энергией; вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно постановлению главы администрации МО «Поселок Синегорье» № 40 от 28.03.2008 года, жилищный фонд изъят из хозяйственного ведения МУП СМПП ЖКХиЭ и включен в состав казны МО «Поселок Синегорье».
Согласно муниципальных контрактов № №1 и 2 от 01.01.2011 года, со сроком действия до 31.12.2011 года, муниципальных контрактов № №1 и 2 от 01.01.2012, со сроком действия до 31.12.2012 года, № №1 и 2 от 01.01.2013, со сроком действия до 31.12.2013 года, заключенным между администрацией МО «Поселок Синегорье» (заказчик) и МУП «СМПП ЖКХ и Э» (исполнитель) следует, что исполнитель обязуется предоставлять коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и канализация) населению муниципального образования «Поселок Синегорье».
Согласно раздела 3 указанных выше контрактов, расчеты с МУП «СМПП ЖКХ и Э» осуществляются посредством внесения платы нанимателями и собственниками жилых помещений МО «Поселок Синегорье», пользующимися данными видами коммунальных услуг, ежемесячно по утвержденным тарифам.
Согласно письма Главы МО «Поселок Синегорье» исх.№ 1443 от 20.09.2012 года, коммунальные услуги - отопление, водоснабжение и водоотведение оказывает МУП «СМПП ЖКХиЭ», в том числе и в доме <адрес> в пос.Синегорье.
Как следует из договора управления части многоквартирного дома <адрес>, заключенного между МО «Поселок Синегорье» (собственник жилья) с ООО «Жилищная управляющая компания «Синегорье», последнее осуществляет управление указанным домом с "дата" по настоящее время.
Согласно информации директора ООО «Жилищная управляющая компания «Синегорье» К. от "дата" взимание платы за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение и водоотведение) с населения пос.Синегорье осуществляется ресурсоснабжающей организацией МУП «СМПП ЖКХиЭ».
Из протокола № общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от "дата" следует, что собственники указанного многоквартирного дома решили вносить плату за коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию - МУП «СМПП ЖКХиЭ».
Таким образом, судом установлено, что между ресурсоснабжающей организацией МУП «СМПП ЖКХ и Э» и управляющей компанией договоры на поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, где проживают ответчики, заключены не были. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не имеется. При этом, ответчики плату за коммунальные услуги в управляющую компанию не вносили, а с "дата" собственники помещений в доме <адрес> приняли решение вносить плату за коммунальные услуги не посредственно в МУП «СМПП ЖКХиЭ».
Согласно выписки из финансово-лицевого счета № от "дата" и свидетельства о государственной регистрации права Г. является собственником жилого помещения - <адрес> в пос. Синегорье Магаданской области, в котором с "дата" зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи собственника О. (жена) и А. (сын).
При таких обстоятельствах, исходя из анализа нормативных актов, приведенных выше договоров и материалов дела, суд приходит к выводу, что между истцом и ответчиками, как с собственником жилого помещения и членами его семьи, в период с "дата" по "дата", имели место договорные отношения по оплате коммунальных услуг.
Тот факт, что ответчик Г. не зарегистрирован в жилом помещении, в силу вышеприведенного действующего законодательства, не является основанием для его освобождения, как собственника жилого помещения, от оплаты предоставленных истцом коммунальных услуг.
Согласно представленного истцом расчета, последний произведен из расчета на двоих проживающих, при этом из представленного истцом расчета задолженности по оплате водоснабжения и водоотведения следует, что он произведен в том числе и на основании показаний общедомового прибора учета по формуле № 9 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу подпункта «а» пункта 23 указанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам (формула № 9), согласно которому при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания общедомовых приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги учитываются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ в статью 155 Жилищного кодекса РФ введена часть 7.1, согласно которой на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. Указанные изменения в Жилищный кодекс РФ вступили в силу 18 июня 2011 года.
Таким образом, суд полагает, что доводы ответчиков в части неправильного начисления оплаты за водоснабжение и водоотведение заслуживают внимания и в период с 18 июня 2011 года по апрель 2013 года начисления по формуле № 9 за коммунальные услуги, предоставленные с учетом потреблений в помещениях общего пользования, произведены истцом неправомерно и взысканию не подлежат, поскольку право начисления и взимания платы за коммунальные услуги с граждан-потребителей коммунальных услуг, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирных домах, возложена исключительно на управляющие организации в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
В связи с изложенным суд полагает необходимым исключить из расчета начисления за коммунальные услуги, рассчитанные по формуле № 9, за период с 18 июня 2011 года по апрель 2013 года в сумме 31 882,54 рублей и в указанном размере иска в удовлетворении требований надлежит отказать.
В остальной части представленный истцом расчет произведен верно, согласно представленных тарифов и нормативов и сомнений у суда не вызывает.
Таким образом, в силу гражданско-правовых отношений, исходя из обязанности уплаты стороной по договору полученных от истца услуг, с ответчиков за период с "дата" по "дата" в пользу истца подлежит взысканию солидарно 51 303 рублей.
В части требования о взыскании процентов за просрочку платежа суд приходит к следующему:
Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В соответствии с пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (действовавших в период спорных правоотношений до 01.09.2012 года) (далее Правила № 307) и согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354 (действующих с 01.09.2012 года) (далее Правила № 354), плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 38 (Правил № 307) и пунктом 69 (Правил 354) предусмотрена обязательная информация, которая должна содержаться в платежном документе.
Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих, в соответствии с вышеуказанными требованиями Правил, предоставление ответчикам в период образования задолженности платежных документов, содержащих все необходимые сведения.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 39 Правил № 307 размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 70 Правил № 354 размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Доказательств направления истцом в адрес ответчиков документов, содержащих сведения о размере пени в связи с неисполнением ими обязанности по оплате коммунальных услуг в судебное заседание представлено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие доказательств, подтверждающих предоставление ответчикам платежных документов с указанием сумм, подлежащих уплате и иных сведений, предусмотренных Правилами, а также в отсутствие доказательств направления истцом в адрес ответчика документов, содержащих сведения о размере начисленной пени, оснований для взыскания пени от неуплаченных ответчиками в срок сумм коммунальных платежей не имеется и в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчиков пени в размере 25 375,45 рублей должно быть отказано.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении иска частично, с ответчиков подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 1 739,09 рублей в равных долях по 869,55 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» к Г. и О. о взыскании солидарно задолженности по оплате коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" в размере 83 185,54 рублей, процентов за просрочку платежей в размере 25 375,45 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 3 355,53 рублей - удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Г. и О. в пользу МУП «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» задолженность за период с "дата" по "дата" включительно за коммунальные услуги в сумме 51 303 (пятьдесят одна тысяча триста три) рубля 00 копеек.
Взыскать с Г. в пользу МУП «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» расходы по уплате государственной пошлины в размере 869 (восемьсот шестьдесят девять) рублей 55 копеек.
Взыскать с О. в пользу МУП «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» расходы по уплате государственной пошлины в размере 869 (восемьсот шестьдесят девять) рублей 55 копеек.
В части требований МУП «Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» Г. и О. о взыскании солидарно задолженности по оплате коммунальных услуг за период с "дата" по "дата" включительно в размере 31 882,54 рублей, процентов за просрочку платежей в размере 25 375,45 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 1 616,43 рублей- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд - с "дата".
Председательствующий судья Н.И.Токшарова