Дело № 2а-306/2021
УИД 13 RS 0001-01-2021-000427-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кемля 29 июня 2021 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Куркина Д.П.,
при помощнике судьи Николаевой Ю.Н.,
с участием в деле:
административного истца – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия,
административного ответчика - Рогачева А.Е.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в порядке административного судопроизводства дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Рогачеву А.Е. о взыскании недоимки по налогу,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия (далее - межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Рогачеву А.Е., указав, что Рогачев А.Е. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком патентной системы налогообложения. Патентная система налогообложения регламентируется главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Налоговая база составляет 230 752 руб. Сумма налога составила 13 845 руб.
По сроку уплаты 2 апреля 2018 г. было начислено 4615 руб. (1/3) по сроку уплаты 31 декабря 2018 г. 9230 руб. (2/3). В установленный законодательством срок, указанная сумма уплачена не была, в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации ему были начислены пени за период с 10 января 2019 г. по 3 февраля 2019 г. в сумме 81,07 руб.
Рогачеву А.Е. направлялось требование от 4 февраля 2019 г. № 22258 о необходимости погашения образовавшейся задолженности. До настоящего времени недоимка по уплате налога в общей сумме 9311,07 руб. не была уплачена в бюджет.
Указывают, что в связи с увеличением объема подачи заявлений о выдаче судебного приказа мировому судье, исковое заявление не было направлено в суд в установленный законом срок.
Административный истец просил восстановить срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов за 2018 г. в размере 9230 руб., пени за период с 10 января 2019 г. по 3 февраля 2019 г. в размере 81,07 руб., на общую сумму 9311,07 руб.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия, в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, о времени и месте судебного заседания, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии с частью 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.
Судья, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства по вопросу восстановления пропущенного срока обращения в суд с административным исковым заявлением, приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
В силу положений статей 44, 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Из материалов дела усматривается, что срок добровольной уплаты задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов, в требовании от 4 февраля 2019 г. № 22258 установлен 1 апреля 2019 г.
С учетом требований статьи Налогового кодекса Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов налоговый орган вправе был обратиться не позднее 1 октября 2019 г. С настоящим административным иском о взыскании с Рогачева А.Е. указанной задолженности налоговый орган обратился 20 мая 2021 г., то есть с нарушением установленного законом срока.
В силу части 1 статьи 95 названного кодекса лицам, пропустившим установленный этим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъясняет, что в силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением административный истец каких-либо уважительных причин пропуска данного срока не указал, доказательств этого не представил.
Указание административного истца на увеличение объема работы, в связи с чем, пропущен срок подачи административного иска, не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока на подачу административного искового заявления.
С учетом того, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с указанным требованием и основания для его восстановления отсутствуют, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь частью 5 статьи 138, статьями 174, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд.
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Рогачеву А.Е. о взыскании недоимки по налогу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Д.П. Куркин