Дело № 2-1156/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 07 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Семенюк С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кремлевой НМ к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности по включению в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Кремлева Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области) о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности по включению в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 52,6 кв.м, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение в размере 834367,50 рублей (с учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 29).
В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ произошло частичное обрушение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в котором была ее семья, погибшая в результате обрушения бетонных плит здания. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МСО Челябинской области с заявлением о включении ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты, однако ей было отказано ввиду того, что не относится к категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату. Обратилась в суд для установления факта проживания в утраченном жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ решением Правобережного районного суда <адрес> был установлен факт ее проживания по адресу: <адрес>, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. При повторном обращении по вопросу включения в реестр получателей единовременной денежной выплаты, получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявление было подано после ДД.ММ.ГГГГ. С данным отказом не согласна.
Истец Кремлева Н.М. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте его проведения.
Представитель истца - Лунькова Т.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме с учетом произведенных уточнений.
Представитель ответчика МСО Челябинской области - Гриб О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо Иванова Н.Г., привлеченная к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители третьих лиц Правительства Российской Федерации и Правительства Челябинской области, привлеченные к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения. От представителя Правительства Российской Федерации поступили возражения на исковое заявление.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в г.Магнитогорске в 06-02 часов в результате взрыва газа в десятиэтажном панельном двенадцати подъездном жилом доме, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, произошло обрушение перекрытий 7 подъезда с 1 по 10 этаж.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2018 года №316 был введен режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области.
В момент обрушения в указанном доме находились семья Кремлевой Н.М, погибшие в результате обрушения бетонных плит здания.
ДД.ММ.ГГГГ истец Кремлева Н.М. обратилась в МСО Челябинской области с заявлением о включении ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты, однако ей было отказано ввиду того, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату.
Истец обратилась в суд для установления факта проживания в утраченном жилом помещении.
Решением Правобережного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт проживания истца Кремлевой Н.М. по адресу: <адрес>, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
При повторном обращении по вопросу включения в реестр получателей единовременной денежной выплаты, истец получила отказ МСО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действие Правил завершилось в 2019 году, заявление было подано после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 18 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 10 Закона № 68-ФЗ Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (ст. 11 указанного Закона).
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что вопросы установления видов и размеров компенсаций, предоставляемых гражданам в соответствии с указанным Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Челябинской области от 10 января 2019 года № 1-П утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат гражданам в целях приобретения жилых помещений взамен утраченных в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате частичного обрушения 31 декабря 2018 года жилого дома, расположенного по адресу: город Магнитогорск, проспект Карла Маркса, дом 164.
В силу п. 3 Порядка право на получение единовременной денежной выплаты имеют: 1) граждане, являющиеся на 31 декабря 2018 года собственниками утраченных жилых помещений; 2) граждане, имеющие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения; 3) граждане, не являющиеся на 31 декабря 2018 года собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (в случае гибели граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта), и не имеющие в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания.
В соответствии с п. 6 Порядка для получения единовременной денежной выплаты граждане в срок не позднее 1 сентября 2019 года представляют в Уполномоченный орган письменное заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме, установленной Уполномоченным органом, с приложением следующих документов: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (с приложением его копии); 2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на утраченное жилое помещение, выданную не ранее 31 декабря 2018 года; 3) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилые помещения, с приложением их копий; 4) документы, подтверждающие отнесение заявителей к предусмотренным абзацем третьим пункта 4 настоящего Порядка членам семьи граждан, утративших жилые помещения, а также документы, подтверждающие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, выданные не ранее 31 декабря 2018 года (с приложением их копий), и (или) копии решений судов о признании заявителей постоянно проживающими в утраченном жилом помещении; 5) документы, подтверждающие отсутствие в собственности в Челябинской области иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания; 6) обязательство гражданина снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности на жилое помещение, утраченное в результате чрезвычайной ситуации, по форме, установленной Уполномоченным органом; 7) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с приложением их копий (в случае подачи заявления от имени гражданина его представителем).
Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка (далее именуются - документы), осуществляет проверку соответствия гражданина требованиям настоящего Порядка и принимает решение о предоставлении единовременной денежной выплаты с включением такого гражданина в реестр получателей единовременной денежной выплаты либо об отказе в предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты (п.8 Порядка).
В соответствии с п.9 Порядка Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты в следующих случаях: 1) непредставления (неполного представления) документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, и (или) нарушения срока их представления; 2) представления документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, либо наличия в представленных документах несоответствий (разночтений) персональных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения); 3) несоответствия гражданина, претендующего на получение единовременной денежной выплаты, требованиям, установленным пунктом 3 настоящего Порядка.
Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты Уполномоченный орган сообщает гражданину в письменной форме в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с указанием причин отказа.
Отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты не препятствует повторному обращению гражданина с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Поскольку заявление Кремлевой Н.М. было представлено в МСО Челябинской области только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в силу п.6 Порядка для получения единовременной денежной выплаты граждане представляют в Уполномоченный орган письменное заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме, установленной Уполномоченным органом, с приложением предусмотренных документов в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, действие указанных Правил завершилось в 2019 году, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности по включению в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что она обращалась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, так как апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Кремлевой Н.М. к МСО Челябинской области о признании отказа МСО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЛ незаконным, обязать включить ее в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение и взыскании в ее пользу за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выплату за утраченное жилое помещение в размере ? доли в квартире, как наследника погибшего сына, было отказано. Отказ МСО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЛ по заявлению Кремлевой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение был признан законным, поскольку было установлено, что право на единовременную денежную выплату неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - лица, утратившего жилое помещение в результате обрушения ДД.ММ.ГГГГ части многоквартирного дома, и наследованию не подлежит. Кремлеву Н.М. нельзя было отнести и к гражданам, претендующим на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Порядком для получения единовременной денежной выплаты, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Кремлевой Н.М. было отказано.
Кроме того, суд так же учитывает тот факт, что в соответствии с представленными документами, Кремлевой Н.М. были произведены выплаты из федерального и областного бюджетов в виде единовременного пособия семье погибших на погребение, единовременных пособий членам семьи погибших в результате обрушения, компенсации за погибших из благотворительного фонда, а так же материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кремлевой НМ к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о единовременной денежной выплате за утраченное жилое помещение, возложении обязанности по включению в реестр получателей единовременной денежной выплаты за утраченное жилое помещение, взыскании компенсации за утраченное жилое помещение отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Мотивированное решение составлено 15 апреля 2021 года
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: С.А. Семенюк
2-1156/2021
74RS0002-01-2020-009253-33
Центральный районный суд г. Челябинска