Дело № 2-1535/2021
УИД № 59RS0035-01-2021-002108-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2021 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бобровой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой К.С.,
с участием представителя истца Гилёва Д.Г., действующего на основании письменной доверенности,
ответчика Симаков ИВ,
представителя ответчика адвоката Симакова О.И., действующего на основании ордера адвоката,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда Пермского края гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к Симаков ИВ о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с иском к Симаков ИВ о возложении обязанности демонтировать и вывезти с территории лесного фонда ограждение в виде забора.
В обоснование иска указано на то, что между Агентством по природопользованию Пермского края, правопреемником которого является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство) и Симаков ИВ был заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком 18.10.2010 года №. Лесной участок предоставлен для целей ведения сельского хозяйства (пчеловодство, сенокошение) с кадастровым №, площадью 1,5 га, <...> Лесной участок относится к категории земель лесного фонда, целевое назначение – защитные леса. Срок действия договора был установлен до 17.10.2020 года. Лесной участок передан Министерству 19.10.2020 года по акту приема-передачи.
30.12.2020 года в ходе планового (рейдового) осмотра и обследования лесного участка установлено наличие на лесном участке деревянного забора высотой около 2-х метров. Разрешение ответчику на установку забора на лесном участке Министерством не выдавалось.
Постановлением о назначении административного наказания от 16 февраля 2021 года № ответчик Симаков ИВ признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.9 КоАП РФ – самовольное занятие (использование) участков лесного фонда и возведение забора на лесном участке, и ему назначен административный штраф в сумме 20 000 руб.
Ссылаясь на ст. ст. 38, 114, 11 Лесного кодекса РФ, истец просит признать незаконным возведение Симаков ИВ деревянного забора на лесном участке с кадастровым № площадью 1,5 га <...> общей протяженностью 225 метров, возложить на Симаков ИВ обязанность демонтировать и вывезти с территории лесного участка ограждение в виде деревянного забора общей протяженностью 225 метров.
В судебном заседании представитель истца Гилёв Д.Г., действующий на основании письменной доверенности (л.д.55-57 том 1) на исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснял в судебном заседании, что при заключении договора запрета на возведение заборов не было, заключение договора на предоставление в пользование земель лесного фонда, вид - защитные леса, в которых не предусмотрено возведение изгородей, является правом Министерства. Положения приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.07.2020 года №, которым утверждены Правила пользования лесными участками для целей сельского хозяйства, являются общими, ответчику земельный участок был предоставлен в защитных лесах лесного фонда на определенный срок. Указанными землями вправе без ограничения пользоваться все граждане, какие-либо ограждения такого земельного участка не законны.
Ответчик Симаков ИВ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковые требования, до настоящего времени истец не получил официального документа по заявлению истца о заключении нового договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым № На протяжении десятилетнего пользования спорным земельным участком каких-либо нарушений со стороны ответчика не имелось. Целью предоставления ответчику указанного земельного участка стала необходимость у Соликамского лесничества и администрации Соликамского района ликвидации свалки <...> на месте которой и находился земельный участок, ответчика обязали разработать проект планировочной организации спорного земельного участка, в котором обязали установить изгородь – забор, т.е. 2-х метровое ограждение участка, что им было выполнено, возведен 2-х метровое ограждение участка и земельный участок приведен в надлежащий вид, построена пасека с надворными временными строениями, лесной участок использовался им с учетом требований договора № и в соответствии с положениями приказа Рослесхоза № 509 от 05.12 2011 года. Без возведения изгороди – забора, высотой в 2 метра, на пасеку истцу не выдали бы заключение на соответствие пасеки санитарным нормам в период с 2010 года по 2016 год, в 2017 году истцу выдали паспорт на пасеку. Требования истца противоречат положениям ст. 113 ч.2 Лесного кодекса РФ, согласно которой в лесах, расположенных в водоохранных зонах не запрещено пчеловодство, которое предусматривает обязательную установку пасек, и при этом, не запрещает установку заборов (изгородей). По мнению истца земельный участок – лесопарковая зона находится в водоохранной зоне (л.д.83-88 том 1), возведение им указанного не смыкающегося ограждения, расположение и протяженность ограждения в целях содержания пасеки не отрицал, не огороженная часть земельного участка, предоставленного ему в 2010 году в пользование, представляет собой болотистую местность.
Представитель ответчика адвокат Симаков О.И., действующий на основании ордера адвоката (л.д.50 том 1), в судебном заседании позицию ответчика по исковым требованиям поддерживал в полном объеме.
Свидетель Г. в судебном заседании пояснил, что до 2011 года работал в Соликамском лесхозе, в 2010 году при осуществлении функции государственного контроля за землями лесного фонда в <...> обнаружен был сильно захламленный бытовыми отходами земельный участок, Симаков ИВ был предложен указанный земельный участок, ответчик предоставил все необходимые документы, утвердили заключение договора на 10 лет, ответчиком участок был приведен в порядок, в проекте освоения лесных земель предусматривалось ограждение участка с двух или трех сторон, одна сторона свободна для посещения участка, документами Министерства сельского хозяйства имелось указание, что для целей пчеловодства участок ограждается, что и было предусмотрено в проекте по освоению Симаков ИВ лесного участка, когда был возведен забор, не знает, так как уже не работал в лесхозе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетеля Г. изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 18.10.2010 года между Агентством по природопользованию Пермского края (ссудодатель) и Симаков ИВ (ссудополучатель) был заключен договор № безвозмездного срочного пользования лесным участком, площадью 1,5 га, категория земель: земли лесного фонда, целевое назначение лесов – защитные леса (зеленая зона), местоположение: <...>
В соответствии с п.4 раздела 1 договора ссудополучателю передается лесной участок для ведения сельского хозяйства (пчеловодства, сенокошения).
Обременения лесного участка: нет (п.5 раздела 1 договора).
Ограничения использования лесного участка устанавливаются в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации (п.6 раздела 1 договора).
Срок использования лесного участка установлен разделом 2 договора до 17.10.2020 года.
П.3.2.2. раздела 3.2. договора регламентирует обязанность ссудодателя передать ссудополучателю лесной участок по акту приема-передачи в течение 10-ти дней с момента подписания договора, который является неотъемлемой частью настоящего договора и подписывается директором Соликамского лесничества Г.
Обязанности ссудополучателя регламентированы разделом 3.4. договора, в том числе использовать лесной участок в соответствии с разрешенным использованием (ведение сельского хозяйства: пчеловодства, сенокошения).
При прекращении договора ссудополучатель обязан вернуть ссудодателю лесной участок по акту приема –передачи в состоянии, в котором его получил в течение 20 дней и освободить занимаемый им лесной участок не позднее трех дней после окончания действия настоящего договора (п.3.4.8 договора) (л.д.13-17).
Судом также установлено, что Актом приема-передачи лесного участка от 19.10.2020 года, в связи с истечением срока действия договора безвозмездного срочного пользования Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края приняло, а Симаков ИВ передал лесной участок с номером учетной записи № в государственном лесном реестре Пермского края, с кадастровым № с местоположением: <...> Характеристики лесного участка, указанные в Акте приема-передачи содержат указание на занятые лесными насаждениями на площади 1,5 га, целевое назначение лесов – защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов леса, расположенные в зеленых зонах (номер квартала 33, номер выдела 40,42), состав насаждений или характеристики лесного участка при отсутствии насаждений, площадь (га) запас древесины (тыс. куб.м.), с указанием древостоя по группам возраста, средние таксационные показатели насаждений лесного участка с указанием целевого назначения (сосна). Указанный Акт приема-передачи подписан представителем принимающие стороны и.о. министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края М., и со стороны передающей – ответчиком Симаков ИВ, а также заместителем руководителя ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», директором Соликамского лесничества Г. (л.д.38-39).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым № расположен по адресу: <...> категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства (пчеловодство, животноводство, выращивание с/х культур). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
30.12.2020 года работниками ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Соликамское лесничество Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края проведено визуальное обследование территории лесного участка <...> в результате которого установлено, что на участке имеется деревянный забор, высотою около 2-х метров. С юго-восточной и юго-западной стороны, протяженность забора 150 метров. С северо-западной стороны протяженность забора 75 метров. В нескольких точках забор прикреплен металлическими гвоздями к растущим деревьям (л.д.26-33).
Министерство в качестве доказательств нахождения забора на лесном участке представило постановление о назначении административных наказаний в отношении Симаков ИВ от 16.02.2021 года, протокол № от 29.01.2021 года об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования по результаты проведенной в отношении лесного участка проверки соблюдения лесного законодательства (л.д. 18-25).
Статья 8 Лесного кодекса РФ определяет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 года № 1238-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» определены объекты лесной инфраструктуры для использования лесов в целях ведения сельского хозяйства, подпунктов «б» пункта 7 которого конкретизированы объекты лесной инфраструктуры, размещение которых допускается в защитных лесах, за исключением лесопарковых зон, городских лесов и заповедных лесных участков (улей, изгородь).
В соответствии с ч.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ, на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В силу ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам, и таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся:
3) леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды);
Согласно п.2 ч.4 ст. 114 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в зеленых зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Приказом Минприроды России от 02.07.2020 года № 408 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечень случае использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута», устанавливающим аналогичные ограничения, предусмотренные п.2 ч.4 ст. 114 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В силу ч. 4 ст. 11 Лесного кодекса РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено только в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5 ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным данной статьей, не допускается (ч. 6 ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч.8 ст.11 Лесного кодекса РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В Определении от 29.05.2012 N 1147-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 ЛК РФ как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (часть 1), так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (часть 8).
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, не допускает запрета или ограничения пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 ЛК РФ, и вводит запрет на огораживание лесных участков в случаях, не предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно Толковому словарю русского языка (современная версия) В.И. Даля (ЭКСМО-ПРЕСС, Москва, 2001), забор – ограда, чем двор или место забрано, обнесено, огорожено; огражденье, ограда – всякая огорода, забор, заплот, стена.
Изгородь согласно Толковому словарю русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. – ограда из жердей, прутьев, штакетника.
Поскольку в соответствии с п.2 ч.4 ст. 114 Лесного кодекса РФ устанавливающей правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в зеленых зонах запрещено ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства, в Правилах использования лесов для ведения сельского хозяйства, как в ранее действовавшей редакции, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 года N 509, так и в действующей в настоящее время редакции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.07.2020 года N 408, также указано о запрете на ведение сельского хозяйства в зеленых зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства. А в зеленых зонах запрещено лишь возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства (пункт 3).
Таким образом, в зеленых зонах разрешено осуществление пчеловодства, но при этом установлен запрет на возведение изгородей.
Возведение иных ограждений (забора, ограждения) для указанных целей действующим лесным законодательством не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного, требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края подлежат удовлетворению в полном объеме, ссылка ответчика на согласование в 2010 году в связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, расположенным в зеленой зоне, проекта планировочной организации земельного участка, предусматривающего возведение 2-х метрового деревянного ограждения участка, с представителем ГКУ «Соликамское лесничество» не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку условия договора возможность возведения какого-либо вида ограждения лесного участка не предусматривали, действующая на момент заключения договора редакция ст. 105 Лесного кодекса РФ также предусматривала запрет на осуществление ведения сельского хозяйства в зеленых зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в этих целях, как и действующие в тот период Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, разработанные в соответствии со ст. 38 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 14.05.2010 N 161.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным возведение Симаков ИВ деревянного забора на лесном участке с кадастровым № площадью 1,5 га <...>, общей протяженностью 225 метров.
Возложить на Симаков ИВ обязанность демонтировать и вывести с территории лесного участка с кадастровым № площадью 1,5 га <...> ограждение в виде деревянного забора, общей протяженностью 225 метров, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 20.08.2021 года.
Судья С.Н. Боброва