Дело №2-2265/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2012 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Этвеш К.Н.
при секретаре Восканян Е.А.
с участием прокурора Коцюба А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Ковылиной Т.В. к ООО «ЖЭК «Петровское», Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району города Барнаула о возложении обязанности произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
В Железнодорожный районный суд г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Ковылиной Т.В.. с исковыми требованиями к ООО «ЖЭК «Петровское», Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району города Барнаула (далее - Управление) о возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование заявленных требований прокурор, с учетом уточнения исковых требований, указал, что Ковылина Т.В является ветераном труда, что подтверждается удостоверением №, зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>№ общей площадью № кв.м., что подтверждается сведениями, указанными в свидетельстве о государственной регистрации права УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по <адрес>, Ковылиной Т.В назначается и рассчитывается денежная компенсация в размере 50% на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению как лицу, попадающему под категорию «Ветеран труда», исходя из площади жилья в 33 кв.м.
Вместе с тем, в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в т.ч. в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
ООО «ЖЭК «Петровское», являясь управляющей организацией, приняло на себя функцию по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>№
Управление по социальной защите населения по Железнодорожному району г. Барнаула, являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
ООО «ЖЭК «Петровское», являясь «организацией поставщиком услуг», обязано на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Управления по социальной защите населения по Железнодорожному району г. Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ Основанием предоставления компенсации указано отнесение к категории «Ветеран труда».
Из ответа Управления следует, что Ковылиной Т.В. расчет компенсации расходов на оплату услуги отопление предоставляется в размере 50% от начисленной суммы за отопление, код льготы указан 521 - «ветеран труда». Начисление указанной льготы происходило исходя из площади жилья в размере 33 кв.м.
Проверкой установлено, что общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет № кв.м., Ковылина Т.В. является льготополучателем по категории «Ветеран труда», в связи с чем, при расчете и назначению к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований законодательства истцу назначается и рассчитывается компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из площади в 33 кв.м., в то время как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в № кв.м.
Для восстановления нарушенного права истицы, с учетом общего срока исковой давности, установленного ст.196 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Ковылиной Т.В. должен быть произведен перерасчет компенсации за период три года, предшествующих обращению в суд.
В связи с изложенным, прокурор просит признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по <адрес> по назначению Ковылиной Т.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, в размере 50%, исходя из общей площади жилого помещения - 33 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление по социальной защите населения по <адрес> края произвести Ковылиной Т.В., проживающей по адресу: <адрес>№, назначение 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, в пределах установленных нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - № кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «ЖЭК «Петровское» произвести перерасчет Ковылиной Т.В. денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление - в пределах установленных нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - № кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Ковылина Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Прокурор Коцюба А.К. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном иске.
Представитель ответчика - Управления по социальной защите населения по Железнодорожному району города Барнаула Сергеев С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ЖЭК «Петровское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица - Главалтайсоцзащиты в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которого представитель ГУ считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Суд, с учетом мнения сторон и требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
По делу установлено, что Ковылина Т.В. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением №, зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>№ общей площадью № кв.м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, при этом отапливаемая площадь составляет № кв.м., что следует из решения Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ответа ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
Согласно информации, предоставленной Управлением, Ковылиной Т.В. назначается и рассчитывается денежная компенсация в размере 50% на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению как лицу, попадающему под категорию «Ветеран труда» исходя из площади жилья в 33 кв.м.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в т.ч. в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>» установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанных в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления суммы компенсации на имеющиеся или открываемые в выбранном гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно п.п. 2, 8, 11, 14, 15, 16, 21, 27, 31 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданину (далее - льготополучатель) по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания либо по месту его фактического проживания.
В отношении льготополучателей, до ДД.ММ.ГГГГ получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме, орган социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющих начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, без истребования от них необходимых документов. Сформированный в отношении указанных льготополучателей реестр является основанием для назначения им с ДД.ММ.ГГГГ компенсации и оправдательным документом расходования бюджетных средств. Реестр должен быть распечатан на бумажном носителе, сброшюрован, подписан руководителем органа социальной защиты населения, заверен печатью. Реестр подлежит постоянному хранению (п. 8 Правил).
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - денежный эквивалент).
Расчет денежного эквивалента производят организации поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг (п. 37 Правил).
Кроме того, в силу требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, именно на управляющей организации лежит обязанность по начислению платы за коммунальные услуги.
Согласно формуле, приведенной в п. 1 приложения № к названным Правилам от ДД.ММ.ГГГГ №, размер платы за тепловую энергию рассчитывается как произведение общей площади отапливаемого помещения на норматив потребления тепловой энергии на отопления и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации <адрес> «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ № норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.
ООО «ЖЭК «Петровское» приняло на себя функцию по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Барнаул, <адрес>№.
Управление, являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
ООО «ЖЭК «Петровское», являясь «организацией поставщиком услуг», обязано на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Управления по социальной защите населения по <адрес> о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ Основанием предоставления компенсации указано отнесение к категории «Ветеран труда».
В судебном заседании установлено, что общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет 44,9 кв.м., при этом отапливаемая площадь составляет № кв.м., истец является льготополучателем по категории «Ветеран труда», в связи с чем, при расчете и назначению к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей отапливаемой площади жилого помещения.
Между тем, в нарушение указанных требований законодательства истцу назначается и рассчитывается компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из площади в 33 кв.м., в то время, как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей отапливаемой площади жилого помещения в № кв.м.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что действиями ответчиков были нарушены права истца, так как льгота, положенная Ковылиной Т.В по закону, предоставлялась ей не в полном объеме, исходя лишь из площади отапливаемого жилого помещения в размере 33 кв.м.
Поскольку в соответствии с п.14 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов (в ред. Постановлений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 71, от ДД.ММ.ГГГГ N 337, от ДД.ММ.ГГГГ N 84, от ДД.ММ.ГГГГ N 674) ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органа, осуществляющего указанную выплату, выплачивается за истекший период без ограничения срока, суд полагает обоснованными требования прокурора о возложении обязанности произвести назначение и перерасчет 50% денежной компенсации расходов на оплату отопления, исходя из общей отапливаемой площади жилого помещения подлежащими удовлетворению за прошедшее время.
Отсутствие расчета суммы недоначисленной компенсации не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку предметом настоящего иска является не взыскание суммы компенсации, а проведение перерасчета.
Период назначения 50 % льготы на оплату коммунальной услуги и перерасчета денежного эквивалента суд определяет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. три года, предшествующих обращению в суд до вступления в законную силу изменений в законодательство.
С учетом изложенного, суд находит уточненные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от оплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «ЖЭК «Петровское» в доход муниципального образования городского округа г. Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина в размере № руб.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району г.Барнаула по назначению Ковылиной Т.В., проживающей по адресу <адрес>№, компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, в размере 50 % исходя из площади 33 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление социальной защиты населения по <адрес> произвести Ковылиной Т.В., проживающей по адресу: <адрес>№, назначение 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление в пределах установленных нормативов потребления услуги, исходя из общей отапливаемой площади жилого помещения № кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ООО «ЖЭК «Петровское» произвести перерасчет Ковылиной Т.В., проживающей по адресу: <адрес>№, денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление в пределах установленных нормативов потребления услуги, исходя из общей отапливаемой площади жилого помещения - № кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «ЖЭК «Петровское» в доход муниципального бюджета муниципального образования государственную пошлину в размере № руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле, прокурор вправе принести на него представление в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: К.Н.Этвеш