РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**/**/**** ....
Иркутский районный суд .... в составе:
председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Рюмкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению МОВ о признании незаконными действий администрации Ушаковского муниципального образования, признании незаконной регистрации, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
МОВ обратилась в суд с заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, в обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ..... По указанному адресу зарегистрирована она со своими сыновьями МИА, СВВ. В мае 2014 года при обращении в Управляющую компанию «Ушаковская» ей стало известно, что в ее доме еще зарегистрировано трое человек. Она обратилась в администрацию .... МО, где ей выдали справки о том, что в жилом доме по адресу: ...., зарегистрированы, в том числе, МАВ **/**/**** г.р., МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р. С указанными лицами заявитель МОВ не знакома, они не являются ее родственниками, никогда в дом по адресу: .... не вселялись, не проживали, согласие и разрешение на их регистрацию она не давала.
Просит признать незаконными действия Администрации .... муниципального образования по регистрации по месту жительства в доме по адресу: .... граждан: МАВ **/**/**** г.р., МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р.; признать недействительной регистрацию по месту жительства в доме по адресу: .... граждан МАВ **/**/**** г.р., МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р.; обязать Управление Федеральной миграционной службы России по .... снять с регистрационного учета по месту жительства в доме по адресу: .... граждан: МАВ **/**/**** г.р., МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р.
В судебном заседании МОВ заявленные требования поддержала, суду пояснила, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ..... По указанному адресу она зарегистрирована со своими детьми. МАВ **/**/**** г.р., МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р. ей не знакомы, никогда в доме не проживали, не вселялись, не являются ее близкими родственниками. Указанные лица были зарегистрированы в указанном жилом помещении на основании заявления ее бывшего супруга МАВ, брак с которым расторгнут в 1997 .... решением о разделе совместно нажитого имущества спорный жилой дом передан в ее собственность, МАВ выехал из дома после расторжения брака в 1997 г., и с этого времени в доме не проживал, в связи с чем МАВ не имел права на обращение с заявлением о регистрации посторонних лиц в жилом помещении, не принадлежащем ему. Таким образом, администрация .... МО незаконно произвела регистрацию указанных лиц в ее доме, поскольку своего согласия на их регистрацию она не давала.
Представитель заинтересованного лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ВКБ суду пояснила, что в период проведения действий по регистрации МАВ, МНВ, ГЕВ по месту жительства указанные полномочия входили в полномочия органов местного самоуправления. В настоящее время указанные полномочия переданы в органы УФМС. Регистрация указанных лиц была произведена работником администрации .... МО – ШОМ, в полномочия которой входили вопросы ведения паспортного стола, и которая в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Какие-либо разъяснения по произведенным действиям не представила.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по .... БМВ, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просила рассматривать дело в ее отсутствие. В представленном письменном отзыве по существе заявленных требований указала, что УФМС России по .... самостоятельно по своему волеизъявлению не могут произвести регистрацию граждан по месту жительства, как и произвести снятие с регистрационного учета, если нет соответствующего заявления от данных лиц либо правоустанавливающего документа.
Заинтересованные лица СВВ, МИА в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании заявленные требования МОВ поддержали, пояснив суду, что в настоящее время в спорном жилом доме проживает СВВ со своей семьей, МАВ, МНВ, ГЕВ в спорный жилой дом никогда не заселялись, в доме не проживали, членами их семьи они не являются и им не знакомы.
Заинтересованные лица МАВ, МНВ, ГЕВ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения представителя заявителя, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а суд в силу ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан или создало препятствия к их осуществлению.
Следуя рекомендациям названного Постановления Пленума ВС РФ (п. 25), суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решение или совершение действия, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Регистрация гражданина по месту жительства или месту пребывания является административным актом, который удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или мест пребывания.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции на 23.05.2008 г. – на дату регистрации по месту жительства заинтересованных лиц) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
На основании статьи 4 названного Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах – местная администрация.Также и в пункте 5 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ № 928 от 19 июля 2004 года, указано, что ФМС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п. 4 Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной службой Государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208, регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений. В органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.
Администрация .... муниципального образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом.
Главой .... муниципального образования **/**/**** утверждено Положение о паспортном столе администрации .... муниципального образования, в соответствии с которым паспортный стол является структурным подразделением администрации .... МО, осуществляющий регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства на территории .... муниципального образования.
Таким образом, администрация .... муниципального образования в лице своего структурного подразделения являлась органом, осуществлявшим регистрационный учет граждан по месту жительства.
В абзацах первом - пятом пункта 16 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства N ~~~ от **/**/**** установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
В соответствии с п.17 Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной службой Государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от **/**/**** № ~~~ для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление о регистрации по месту жительства по форме № ~~~;
- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, предоставляют адресный листок убытия по форме № ~~~
Судом установлено, что МОВ на основании определения .... районного суда от **/**/**** об утверждении мирового соглашения с МАВ на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от **/**/**** (л.д. 6), материалами дела правоустанавливающих документов, представленными Управлением Росреестра по .....
Согласно представленным в материалы дела справкам администрации .... МО, выданным на основании похозяйственной книги № .... сельской администрации, по месту жительства в доме по адресу: .... зарегистрированы: МАВ **/**/**** г.р. с **/**/**** по настоящее время, МНВ **/**/**** г.р. с **/**/**** по настоящее время, ГЕВ **/**/**** г.р. с **/**/**** по настоящее время (л.д. 7,8,9).
Согласно сведениям Отдела адресно-справочной службы УФМС по .... МНВ **/**/**** произвела смену фамилии на Радову.
Согласно представленным в материалы дела администрацией .... МО материлам, регистрационный учет МАВ, МНВ, ГЕВ осуществлен на основании заявлений о регистрации по месту жительства, согласно которым ГЕВ, МНВ, МАВ просят зарегистрировать их по месту жительства по адресу: ...., в качестве лица, предоставившего жилого помещении указан МАВ, при этом документы, подтверждающие право МАВ на указанное жилое помещение представлены не были. При непредставлении полного пакета документов, у Администрации .... МО отсутствовали основания принимать решение по регистрации МАВ **/**/**** г.р., МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р. в доме по адресу: .....
Доказательства, подтверждающие законность произведенных регистрационных действий, администрацией .... МО суду представлены не были. Кроме того, в судебном заседании из объяснений МОВ и заинтересованных лиц МИА, СВВ следует, что никто из заинтересованных лиц - МАВ, МНВ, ГЕВ в спорное жилое помещение никогда не вселялся, по указанному адресу не проживал, членами их семьи не являются. Согласия на регистрацию по месту жительства у МОВ, являющейся собственником указанного жилого помещения, не выдавалось.
При установленных обстоятельствах суд находит, что действия администрации .... МО по регистрации указанных лиц в спорном жилом помещении являются незаконными, произведенная регистрация недействительной.
Регистрационный учет должен быть основан на добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица. Это означает, что для регистрации необходимо предоставить только предусмотренные законом надлежащие документы, а регистрирующие органы обязаны при соблюдении формальных оснований лицом зарегистрировать его, однако, если впоследствии выяснится, что гражданин злоупотребил своим правом, это является основанием для признания решения о регистрации недействительным. В частности, гражданин может быть снят с регистрационного учета по месту жительства при обнаружении не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7, подп. "ж" п. 31, п. 32 Правил).
Исходя из требований закона, суд считает необходимым в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя заявленные требования удовлетворить в полном объеме, путем возложения на орган УФМС, уполномоченный в настоящее время на проведение указанных регистрационных действий, обязанности по снятию указанных лиц с регистрационного учета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление МОВ удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации .... муниципального образования по регистрации по месту жительства в доме по адресу: .... граждан: МАВ **/**/**** г.р., М (~~~) МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р.; признать недействительной регистрацию по месту жительства в доме по адресу: .... граждан МАВ **/**/**** г.р., МНВ (~~~) **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р.; обязать Управление Федеральной миграционной службы России по .... снять с регистрационного учета по месту жительства в доме по адресу: .... граждан: МАВ **/**/**** г.р., М (~~~) МНВ **/**/**** г.р., ГЕВ **/**/**** г.р.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения..
Судья: