Дело № 2-491/2017
Изготовление мотивированного решения на 19.09.2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2017 года Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Коноваленко Л.В.
при секретаре Злобиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потресаева В.И. к Потресаеву Н.И., Хвастуновой Л.И. о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Потресаеву В.И., Хвастуновой Л.И. о восстановлении срока для принятия наследства.
В обоснование требований указал, что 05ДД.ММ.ГГГГ. умер его отец П. И.Ф., ДД.ММ.ГГГГ. умерла его мать П. В.Ф.
Он является наследником первой очереди после смерти родителей, однако, в установленный законом 6- месячный срок он не принял наследство, поскольку не знал о том, что у родителей имеется наследство в виде двух земельных долей с оценкой 228 баллогектаров каждая на земельный участок сельхозназначения ТОО « Предгорный». О наличии данного имущества в собственности умерших родителей истец узнал только из сообщения нотариуса Красногорского нотариального округа 04.02.2017г. Наследниками, принявшими наследство после смерти матери являются ответчики Потресаев Н.И. и Хвастунова Л.И., другие наследники умерших Потресаев И.И., Потресаев В.И., Потресаев А.И. от принятия наследства отказались.
Поскольку истец не знал о наличии в составе наследства умерших земельных долей, просит восстановить ему срок для принятия наследства после смерти П. И.Ф. и П. В.Ф.
Истец П. В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении, дополнительно указал, что о смерти родителей ему было известно, он принимал участие в их похоронах, после смерти матери между ним, его братьями и сестрой была достигнута договоренность о том, что дом родителей по <адрес> в <адрес> должен принадлежать младшему брату Потресаеву Н.И., в этой связи в доме после смерти матери остался проживать Потресаев Н.И., также он стал пользоваться всем имевшимся в доме имуществом, ранее принадлежавшим родителям. О том, что у родителей имелись земельные доли никому из детей известно не было, о наличии данных долей его сестра Хвастунова Л.И. узнала тогда, когда Усть-Ишинский сельсовет обратился в суд о признании права собственности на невостребованные земельные доли, в число которых были включены и доли П. И.Ф. и П. В.Ф., ему о наличии земельных долей в составе наследства родителей стало известно из сообщения нотариуса, к которому обратилась Хвастунова Л.И. за оформлением наследственных прав.
Полагает, что отсутствие у него сведений о наличии в составе наследства родителей земельных долей является уважительной причиной пропуска для принятия наследства. Каких либо уважительных причин, связанный с его личностью, таких как болезнь, командировка, которые бы препятствовали ему в установленный законом срок принять наследство после смерти матери и отца у него не имеется.
Ответчик Потресаев Н.И. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, согласился с необходимостью восстановления истцу срока для принятия наследства.
Ответчик Хвастунова Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежаще, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, в судебном заседании 28.08.2017.г. против удовлетворения иска возражала, указав, что уважительных причин у П. В.И. для восстановления срока для принятия наследства не имеется, наследство после смерти родителей он не принимал, устно всегда высказывался об отсутствии намерений заявлять о своих наследственных правах.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных исковых требований на стороне ответчика П. И.И., Администрация Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, нотариус Бузлова Л.Ф. о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, возражений по иску, ходатайств не заявили.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, ответчика Потресаева Н.И., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что П. И.Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.,П. В.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Потресаев В.И., а также ответчики Потресаев Н.И. и Хвастунова Л.И. являются детьми умерших П. И.Ф. и П. В.Ф., что подтверждается свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д№), от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д№), от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д№).
Свидетельством на право собственности от 26.04.1995г. серии № №, с учетом вступившего в законную силу решения Красногорского районного суда Алтайского края от 12.09.2016г., подтверждается, что у П. И.Ф. в собственности имелась земельная доля с оценкой 228 баллогектаров в праве собственности на земельный участок ТОО «Предгорный».
Из представленного по запросу суда наследственного дела после смерти П. И.Ф. усматривается, что 28.01.2002г. П. В.Ф. обратилась к нотариусу Красногорского нотариального округа с заявлением о пропуске срока для принятия наследства после смерти супруга П. И.Ф. и отказе от совершения действия по его восстановлению. 07.10.2002г. П. Валерий Иванович также обратился с заявлением к нотариусу Красногорского нотариального округа о пропуске срока для принятия наследства после смерти отца П. И.Ф. и отказе от совершения действий по восстановлению указанного срока, иные лица с какими-либо заявлениями к нотариусу по оформлению наследственных прав после смерти П. И.Ф. не обращались.
Выпиской из ЕГРН от 28.08.2017г. подтверждается, что П. В.Ф. принадлежал на праве общей долевой собственности земельный участок земель сельхозназначения ТОО «Предгорный» в размере 228 баллогектаров.
Из наследственного дела умершей П. В.Ф. следует, что Потресаев Н.И. 02.02.2011г. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери П. В.Ф., 15.06.2011г. с заявлением о принятии наследства после смерти матери П. В.Ф. обратилась Хвастунова Л.И., также имеются заявления Потресаева А.И. и Потресаева В.И. об отказе от принятия наследства в пользу Потресаева Н.И.. Таким образом, истец Потресаев В.И. с заявлениями о принятии наследства после смерти отца П. И.Ф. или после смерти матери П. В.Ф. в нотариальную контору не обращался.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу п.п. 1,2,4 ст. 1152, п. 1 ст. 1153, п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Хвастунова Л.И. и Потресаев Н.И., обратившись к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти П. В.Ф. вступили в наследование имущества, оставшегося после смерти матери и стали собственниками в том числе, принадлежавшей ей доли в праве собственности на земельный участок ТОО « Предгорный».
В соответствии с ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств того, что он не знал об открытии наследства (смерти наследодателя), но и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам.
Анализ положений ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии хотя бы одного из этих условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
Таким образом, уважительными могут быть признаны такие причины пропуска установленного законом срока для принятия наследства, которые объективно исключали возможность своевременного обращения и не зависели от лица, требующего восстановления пропущенного срока.
При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возлагается на истца, обратившегося в суд с требованиями о восстановлении срока для принятия наследства.
Вместе с тем по данному делу истцом в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду надлежащих и достаточных доказательств уважительности причин пропуска срока для принятия наследства после смерти его матери и отца, а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации им наследственных прав в установленный законом срок.
Заявляя требование о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, Потресаев В.И. указывал на неосведомленность о наличии у отца и матери в праве собственности земельных долей, то есть на отсутствие сведений о составе наследственного имущества.
Указанный довод суд не принимает во внимание и не считает указанные истцом причины пропуска срока для принятия наследства уважительными, поскольку исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации отсутствие сведений о составе наследственного имущества не может быть признано уважительной причиной пропуска срока, каких либо причин, связанных с личностью Потресаева В.И., препятствовавших ему в установленный законом срок совершить действия по принятию наследства после смерти родителей, истец суду не сообщил, об открытии наследства, то есть о смерти наследодателей, ему было известно, что он подтвердил в судебном заседании.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Следовательно, наследники в зависимости от собственного усмотрения имеют право приобретать или не приобретать наследство, совершать или не совершать для этого необходимые действия.
Названные истцом обстоятельства не являются уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства, поскольку сами по себе они не исключали возможность реализации его наследственных прав. В настоящем случае отсутствует совокупность условий для восстановления срока для принятия наследства, установленная ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках принятия наследства, п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими восстановление срока для принятия наследства при наличии уважительных причин его пропуска, суд приходит к выводу, что причины, названные истцом, не свидетельствуют об уважительности пропуска срока для принятия наследства.
В связи с чем, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о восстановлении срока для принятия наследства
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Потресаеву В.И. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Коноваленко
.