УИД 63RS0042-01-2021-002181-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1353/21 по иску ФИО3 к ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
В исковом заявлении, адресованном суду, ФИО3 просит с учетом уточненных требований признать решения № от <дата>., № от <дата>. ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> г.о. Самары (межрайонное) в части отказа включения в специальный стаж работы, право на который представляется в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отработкой 7 лет и 6 месяцев в тяжелых условиях труда по Списку № периодов работы: с <дата>. (0 лет 2 месяца 25 дней); с <дата>. (2 года 9 месяцев 21 день); с <дата>. (2 года 9 месяцев 0 дней); с <дата> (3 года 0 месяцев 10 дней); в качестве машиниста тепловоза на Джамбульской фабрике первичной обработке шерсти; с <дата>. (0 лет 2 месяца 3 дня) в качестве машиниста тепловоза АООТ «Шахтинский завод крупнопанельных изделий». Обязать ответчика включить в специальный стаж работы ФИО3 <дата>.р., право на который предоставляется в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отработкой 7 лет 6 месяцев в тяжелых условиях труда по Списку № периоды работы: с <дата>. (0 лет 2 месяца 25 дней); с <дата>. (2 года 9 месяцев 21 день); с <дата>. (2 года 9 месяцев 0 дней); с <дата>. (3 года 0 месяцев 10 дней); в качестве машиниста тепловоза, машиниста маневрового локомотива на Джамбульской фабрике первичной обработке шерсти с <дата>. (0 лет 2 месяца 3 дня) в качестве машиниста тепловоза АООТ «Шахтинский завод крупнопанельных изделий». Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию с <дата>.
В судебном заседании истец исковые требования с учетом уточнений поддержал. Суду пояснил, что решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> г.о. Самары (межрайонное) от <дата>. № ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ в возрасте 57 лет из-за отсутствия требуемого стажа не менее 7 лет 6 месяцев. Согласно Решению, ему засчитали специальный стаж работы 2 года 18 дней в качестве помощника машиниста тепловоза за периоды работы в Локомотивном депо <адрес>-Атинской железной дороги: с <дата>. Таким образом, в специальный стаж работы, право на который представляется в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отработкой 7 лет 6 месяцев в тяжелых условиях труда по Списку №, ему не засчитаны периоды работы: с <дата>. (2 года 9 месяцев 21 день); с <дата>. (2 года 9 месяцев 0 дней); с <дата>. (3 года 0 месяцев 10 дней) в качестве машиниста тепловоза, маневрового локомотива на Джамбульской фабрике первичной обработке шерсти; с <дата>. (0 лет 2 месяца 3 дня) в качестве машиниста тепловоза АООТ «Шахтинский завод крупнопанельных изделий». Одним из оснований для отказа во включение в специальный стаж, явилось несоответствие должности, указанной в его трудовой книжки, названию должности в подразделе I «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Раздела ХХХ «Транспорт» Списка №, утвержденного Постановлением ФИО1 от 22.08.1956г. №, а также в списке профессий локомотивных бригад, утвержденном Постановлением Правительства РФ от <дата> №. Так, указанными списками предусмотрены «машинисты и их помощники паровозов, тепловозов, электровозов, дизель-поездов, моторовагонных (электро) секций, мотовозов», а также «машинисты и помощники машинистов тепловозов электровозов, дизель-поездов, электропоездов (секций) соответственно. Кроме этого, основанием для отказа во включение в специальный трудовой стаж согласно Решению № от 15.06.2019г. ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в куйбышевском районе г.о. Самара стало отсутствие: документального подтверждения о постоянной полной занятости в течении рабочего дня на ж/д транспорте; отсутствия документа, подтверждающего уплату страховых взносов; ответа из компетентных органов Казахстана. С выводами ответчика истец не согласен, считает их незаконными и нарушающим гарантируемое ему нормами «Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного в <адрес> <дата>., право на социальное обеспечение по возрасту, а также п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ о предоставлении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если мужчина проработал не менее 7 лет 6 месяцев в тяжелых условиях труда по Списку № и имеет страховой стаж не менее 25 лет. Согласно записям в трудовой книжке с <дата> (2 года 9 месяцев 0 дней), а затем с <дата>. (3 года 0 месяцев 10 дней) он работал на Джамбульской фабрике первичной обработки шерсти в должности машиниста маневрового локомотива. Согласно записи в трудовой книжке №, а также справке № от <дата>. выданной ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз» в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда и с перетарификацией в соответствии с ЕТКС №,1,2,3, 1987г. установлена профессия машиниста маневрового локомотива Пр. 88 <дата>. Название должности, указанной в его трудовой книжке за период с <дата>. на Джамбульской фабрике первичной обработки шерсти – машинист маневрового локомотива – не поменял характер и условия работы, по своей сути является машинистом тепловоза. <дата>. работодателем «Джамбульская фабрика первичной обработки шести» истцу выдано свидетельство и присвоена квалификация машиниста 3 класса тепловоза (указан тип локомотива), что подтверждается актом теоретических испытаний о присвоении 3 класса № от <дата>., который согласно свидетельству, хранится в отделе кадров. Период работы с 06.03.1995г. по 09.05.1995г. в АООТ «Шахтинский завод крупнопанельных изделий» ГУ-УПФ РФ в <адрес> г.о. Самара ошибочно исключило из его стажа работы, сославшись на отсутствие подтверждающих документов из компетентных органов Казахстана, поскольку указанный завод находится на территории РФ.
Представитель ГУ-УПФ РФ в <адрес> г.о. Самары (межрайонное) ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что ФИО3 обоснованно не назначена досрочная страховая пенсия по старости, поскольку документально специальный стаж истца на дату обращения за назначением досрочной пенсии не подтвержден, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение в возрасте 57 лет из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 7 лет 6 месяцев. Поэтому просила в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как усматривается из материалов дела, ФИО3 <дата>. обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от <дата>.№ГУ УПФ РФ отказало ФИО3 в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 10 лет.
<дата>. истец вновь обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от <дата>.№ГУ УПФ РФ отказало ФИО3 в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа требуется 7 лет 6 месяцев специального стажа.
Истец не согласен с указанными решениями ответчика об отказе в установлении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Разрешая заявленные истцом требования, суд пришел к выводу об их обоснованности в части.
На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. 15.03.2019г., истцу было 56 лет. Следовательно, для назначении такой пенсии истцу необходим страховой стаж 25 лет и специальный стаж 7 лет 6 месяцев.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня, вступления которого в силу, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей закону № 400-ФЗ.
Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Данные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан, в том числе республики Казахстан.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из положений указанного Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 N 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР") (далее - Рекомендации), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из материалов дела следует, что согласно решения ГУ УПФ РФ от <дата>.№истцу в специальный стаж заявителя по списку № не засчитаны следующие периоды работы: с <дата> в Локомотивном депо <адрес> ж.д., так как находился на курсах помощника машиниста тепловоза, не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте, ответ из компетентных органов Казахстана не поступил; с <дата> 5д.) в Локомотивном депо <адрес> ж.д., так как документально не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте, ответ из компетентных органов Казахстан не поступил; с <дата>. (2г. 9 м. 21 д.) на Джамбулской фабрике первичной обработке шерсти в должности машиниста тепловоза, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте, ответ из компетентных органов Казахстана не поступил; с <дата>. (2г. 9и. 0д.) на Джамбулской фабрике первичной обработке шерсти в должности машиниста маневрового локомотива, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте, ответ из компетентных органов Казахстана не поступил. В специальный стаж истца по Списку от <дата> № не засчитаны следующие периоды работы, так как не подтверждена организация перевозок на железнодорожном транспорте и метрополитене: с <дата> (3л. 0м. 10д.) на Джамбулской фабрике первичной обработке шерсти в должности машиниста маневрового локомотива, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте, ответ из компетентных органов Казахстана не поступил; с <дата>. (3л. 0м. 10д.) на АООТ «Шахтинском заводе крупнопанельных изделий» в должности машиниста тепловоза, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте, ответ из компетентных органов Казахстана не поступил.
В страховой стаж заявителя не засчитаны следующие периоды работы: с <дата>. (3л. 0м. 10 д.) с <дата>. (3л. 0м. 10д.) на Джамбульской фабрике первичной обработке шерсти в должности машиниста тепловоза. Работа осуществлялась на территории Республики Казахстан. Отсутствует документ, подтверждающий уплату страховых взносов за данный период работы; с <дата>. в АОЗТ «Торнадо», так как в записи о приеме в трудовой книжке отсутствует наименование организации.
Согласно решения ГУ УПФ РФ от <дата>.№истцу в специальный стаж засчитаны периоды в Локомотивном депо <адрес> ж.д. в должности помощника машиниста тепловоза: с <дата>.
Согласно информации из ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз» от <дата>. ФИО3, <дата>.р., работал в период с <дата>. на Джамбулской фабрике первичной обработке шерсти (ПОШ), что подтверждается архивными справками, приказами о приеме на работу и увольнении, справками о заработной плате, а так же трудовой книжкой.
В силу п. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Следовательно, для оценки спорного периода работы истца с 08.05.1986г. по 28.02.1989г. в должности машиниста тепловоза и в период с 01.03.1989г. по 30.11.1991г. в должности машиниста маневрового локомотива подлежит применению Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Подразделом N 1 "Железнодорожный транспорт и метрополитен" раздела XXX "Транспорт" названного Списка N 2, предусмотрены профессии машинистов и их помощников и старших машинистов: паровозов, тепловозов, электровозов, дизель-поездов, мотор-вагонных (электро) секций.
В спорный период с <дата>. в должности машиниста тепловоза и в период с <дата>. в должности машиниста маневрового локомотива, применяется Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, согласно которого подтверждение постоянной занятости полный рабочий день не требовалось.
В таком случае, поскольку работа ФИО3 в данный период в должности машиниста и машиниста маневрового локомотива была предусмотрена Списком №, производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением ФИО1 от <дата> № «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», подтверждается архивной справкой (л.д. 106), а также записями в трудовой книжке (л.д. 197), ввиду того, что иных требований до <дата>. (до вступления в силу Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения) законодательство не предъявляло, суд считает возможным удовлетворить требования о включении периода работы с <дата>. в должности машиниста тепловоза и в период с <дата>. в должности машиниста маневрового локомотива в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Установлено, что истец в период с <дата> находился на курсах помощника тепловоза в локомотивном депо <адрес>
В период с <дата> ФИО3, работал в должности машиниста маневрового локомотива на Джамбулской фабрике первичной обработки шерсти.
В период с <дата> истец работал в должности машиниста тепловоза в АООТ «Шахтинском заводе крупнопанельных изделий».
При этом доказательств в подтверждении постоянной занятости в указанные периоды работы истца в течении полного рабочего дня на железнодорожном транспорте в материалах дела не имеется.
Следовательно, эти периоды не могут быть учтены в качестве страхового стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения в ГУ УПФ в <адрес> ФИО3 выработан требуемый специальный трудовой стаж, с заявлением о назначении пенсии он обратился 28.09.2020г., то именно с этого времени ему и должна быть назначена трудовая пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 ч. 1, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара (межрайонное) включить в стаж работы, дающей право на досрочной назначение страховой пенсии,. периоды работы ФИО3:
с <дата> на Джамбульской фабрике первичной обработки шерсти в должности машиниста тепловоза,
с <дата> на Джамбульской фабрике первичной обработки шерсти в должности машиниста маневрового локомотива.
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о.Самара (межрайонное) назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию с 28.09.2020г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2021 года.
Судья п/п Т.Н. Ломакина
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинник решения хранится в материалах дела №2-1353/21