Дело № 2-3544/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.,
при секретаре Шелогуровой Е.А.,
с участием представителя истца Еремеева О.Г.,
«11» мая 2016 года, в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ВОЛГАБАС» о понуждении исполнить требований природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области обратился в суд с иском к ООО «ВОЛГАБАС» об утверждении в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что при проведении плановой выездной проверки требований законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «ВОЛГАБАС» было установлено, что Общество осуществляет свою деятельность в области обращения с отходами 1-5 класса опасности, при этом отходы производства и потребления, при отсутствии паспорта на отходы 1,4 класса опасности, нормативов образования отходов производства и потребления, лимитов на их размещение. По результатам проверки ООО ВОЛГАБАС» было выдано предписание №... от "."..г. на устранение в срок до "."..г. выявленных в ходе проверки нарушений, а именно: утвердить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, составить паспорта на отходы I, IV класса опасности и заверенные их копии, а также копии документов, подтверждающих, отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, согласовать с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Однако, выданное Общество предписание было исполнено не в полном объеме, до настоящего времени не утверждены в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, несмотря на неоднократное привлечение Общества к административной ответственности и продления срока исполнения предписания.
В судебном заседании представитель истца Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области – Еремеев О.Г., действуюбщий по доверенности №... от "."..г., поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ВОЛГАБАС» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с приказом председателя комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области ФИО1 от "."..г. №..., с "."..г. по "."..г. в ООО «ВОЛГАБАС» Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности Общества.
В ходе этой проверки было установлено, что фактическим видом деятельности ООО «ВОЛГАБАС» (юридический и фактический адрес предприятия: <адрес>) является предпродажная подготовка и реализация автобусов. ООО «ВОЛГАБАС» не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства, так как выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год ("."..г.) составляла более одного миллиарда рублей, что превышает предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) (для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Для осуществления своей деятельности ООО «ВОЛГАБАС» по договору субаренды недвижимого имущества №... от "."..г. принимает во временное пользование у ООО «<...>» недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: кабинет площадью <...> кв.м., кабинет площадью <...> кв.м., складские помещения общей площадью <...> кв.м.
В ходе деятельности ООО «ВОЛГАБАС» образуются отходы, которые соответствуют федеральному классификатору отходов: код по ФККО 47110101521 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - I класс опасности, код по ФККО 73310001724 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности, код по ФККО 73339001714 смет с территории предприятия малоопасный - IV класс опасности, код по ФККО 40512202605 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности и прочие виды отходов, что было выявлено Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области на основании представленных Обществом следующих документов: договора №... от "."..г., заключенного с ИП ФИО2 на оказание услуг по разработке паспортов отходов 1-IV класса опасности; договора №... от "."..г., заключенного с ПК «<...>» на оказание услуг по приему и размещению отходов; договора №... от "."..г., заключенного с ООО «<...>» на оказание услуг по приему лома черных металлов, акта ПК «<...>» за "."..г., а также информационного письма ПК «<...>» принято и размещено отходов на полигоне ПК «<...>» в "."..г. - 10.0 т. и в истекшем периоде "."..г. - 4,0 т., счетам-фактурам и товарным накладным, согласно которым ООО «<...>» в "."..г. принято от ООО «ВОЛГАБАС» отходов лома черных металлов - 34,038т.
Из указанного выше акта, также усматривается, что ООО «ВОЛГАБАС» при осуществлении своей деятельности накапливает отходы производства и потребления, которых хранятся в 2-х металлических контейнерах, расположенных на твердом водонепроницаемом покрытии по адресу: <адрес>; накопление отходов ООО «ВОЛГАБАС» осуществляется менее 6 месяцев.
Также, ООО «ВОЛГАБАС» осуществляет транспортирование этих отходов при помощи трактора Zetor до объекта размещения отходов (полигон ПК «<...>» (договор №... от "."..г.).
Факт образования и накопления вышеперечисленных отходов производства и потребления в результате деятельности ООО «ВОЛГАБАС» подтверждается данными отчета в области обращения с отходами за "."..г. и "."..г., договором №... от "."..г. с ПК «<...>», актами ПК «<...>» за "."..г., информационным письмом ПК «<...>» от "."..г., договором №... от "."..г. с ИП ФИО2, справкой ООО «ВОЛГАБАС», договором №... от "."..г. с ООО «<...>» и иными материалами.
По результатам этой проверки Комитет пришел к выводу о том, что деятельность Общества ведется в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, поскольку в в нарушение ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712, осуществляют свою деятельность в отсутствии паспортов, по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712, об отнесении вида отхода к конкретному классу опасности; при отсутствии установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами нормативов образования отходов производства и потребления, лимитов на их размещение, что является нарушением требований ч.1 ст. 24 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 11, ч.ч.1,2,3 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производствам потребления».
В связи с этим, ООО ВОЛГАБАС» было выдано предписание №... от "."..г. на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:
1.Утвердить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
2.Составить паспорта на отходы I, IV класса опасности. Копии паспортов по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712, заверенные юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих, отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручить под роспись.
3.Согласовать с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Срок исполнения предписания установлен до "."..г.
Кроме этого, постановлением от "."..г. №... ООО «ВОЛГАБАС» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.<...> КоАП РФ; назначено административное наказание в виде <...>
С целью проверки исполнения данного предписания, в период с "."..г. по "."..г. в ООО «ВОЛГАБАС» была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено исполнение требований предписания в части составления паспортов на отходы I, IV класса опасности (акт №... от "."..г.), в связи с чем Обществу было выдано повторное предписание №... от "."..г., со сроком исполнения до "."..г.
ООО «ВОЛГАБАС» предписывалось в вышеуказанный срок утвердить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
По факту неисполнения предписания в отношении ООО ВОЛГАБАС» был составлен протокол №... от "."..г. об административном правонарушении, предусмотренном <...> КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №... <адрес> от "."..г. (дело №...) ООО «ВОЛГАБАС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <...> КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде <...>
По результатам очередной внеплановой документарной проверки (акт №... от "."..г.) установлено, что ООО «ВОЛГАБАС» предписание №... от "."..г. не выполнило.
По факту неисполнения предписания в отношении ООО «ВОЛГАБАС» был составлен протокол №... от "."..г. об административном правонарушении, предусмотренном <...> КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №... <адрес> от "."..г. (дело №...) ООО «ВОЛГАБАС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <...> КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде <...>
Исследованные выше доказательства свидетельствуют о том, что ранее выданное предписание ООО «ВОЛГАБАС» до настоящего времени не исполнено в полном объеме, не утверждены в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу положений п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека
Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» установлены требования по нормированию в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50 (ред. от 25.07.2014 г.) «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2010 г. №16796) (первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №17, 26.04.2010 г.) утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту - Порядок), которым установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2014 г. № 34446, документ опубликован в издании «Российская газета», спецвыпуск, №18/1, 30.01.2015 г.).
Пунктом 7 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
Однако, указанные выше требования законодательства ответчиком не были исполнены, исследованными выше доказательствами подтверждается факт непредставления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для их утверждения, в связи с чем Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области просит возложить на ответчика обязанность утвердить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти – в Управлении Росприроднадзора по Волгоградской области нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу положений ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи, с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что окружающая среда (земля, воздух и др.) которая обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны от загрязнения, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно абзаца 15 п. 2 Постановления Губернатора Волгоградской области от "."..г. №... «О мерах по реализации Законов Волгоградской области от "."..г. №... «О внесении изменений в Устав Волгоградской области от "."..г. №...» и от "."..г. №... «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области» министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области переименовано в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Согласно Постановлению Администрации Волгоградской области от "."..г. №... «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области» комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.12 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, комитет обращается в суд по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
Согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.10.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Предъявление настоящего искового заявления комитетом соответствует целям защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку осуществляемая учреждением хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не основывается на принципе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов.
Поскольку в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу в суд общей юрисдикции настоящего иска в защиту интересов неопределенного круга лиц, ответчик от уплаты судебных издержек не освобожден, - суд взыскивает с ответчика в доход муниципального бюджета г. Волжского государственную пошлину, в размере <...> руб., в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ВОЛГАБАС» утвердить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с ООО «ВОЛГАБАС» в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: <...>
<...>
<...>