Решение по делу № 2-1061/2019 от 10.09.2018

В окончательной форме изготовлено 04.04.2019 года

Дело № 2-1061/2019 04 марта 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.И.,

при секретаре Корлюк М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Львова Олега Рафаэльевича к Органу опеки и попечительства Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Балканский, Санкт-Петербургскому государственному учреждению здравоохранения «Специализированный дом ребенка №3 (психоневрологический) Фрунзенского района», Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании провести действия по снятию с регистрационного учета и обязании наложить административный штраф,

УСТАНОВИЛ:

Львов О.Р. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит обязать ООП МА ВМО МО «Балканский» и СПб ГКУЗ «Специализированный Дом ребенка №3 (психоневрологический) Фрунзенского района» провести действия по соблюдению законодательства Российской Федерации по снятию с регистрационного учета ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, в связи с усыновлением по решению суда, а также обязать УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области наложить административный штраф в соответствии с нарушением закона о регистрации.

В обоснование требований Львов О.Р. указал, что своими действиями и бездействиями административно-служебные инстанции нарушают уже более 10 лет его права и права жильцов коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с нарушением законодательства УФМС России о регистрационном учете человека, поскольку по указанному адресу зарегистрирован несовершеннолетний ФИО1, который отношения к семьи истца не имеет. Истцом отмечено, что ФИО1 был усыновлен, что влечет утрату его имущественных и неимущественных прав и отношений. Истец отразил, что при усыновление ФИО1 ответчиками не было совершено действий по снятию его с регистрационного учета (л.д. 7-15).

Истец, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Органа опеки и попечительства Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Балканский, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 75), ранее представил отзыв (л.д. 57).

Представитель ответчика Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Специализированный дом ребенка №3 (психоневрологический) Фрунзенского района», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков в порядке ст. 167 ГПК РФ, выслушав мнение явившегося истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец постоянно зарегистрирован и проживает в комнате, расположенной в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>.

Согласно справке формы 9 с указанного адреса (л.д. 32), в данной комнате также состоит на регистрационном учете ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который был зарегистрирован по данному адресу по месту жительства своей матери ФИО2

Как указал истец, и подтвердили ответчик, ФИО2, имевшая до замужества фамилию ФИО2, была лишена родительских прав в отношении ФИО1 на основании решения суда 22.12.2003 года.

Впоследствии ФИО1 был передан на усыновление на основании решения суда от 31.12.2004 года.

В соответствии со ст. 54 СК РФ при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

На основании п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

В силу ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

Как следует из приведенной статьи, к полномочиям органов опеки и попечительства не отнесены права и обязанности по снятию несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета по месту жительства, а следовательно требования Львова О.Р., предъявленные к Органу опеки и попечительства Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Балканский не могут быть удовлетворены, поскольку данный ответчик не наделен полномочиями по снятию несовершеннолетнего с регистрационного учета.

Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО1 был передан на усыновление.

В силу ч. 1 ст. 137 СК РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Согласно действующему законодательству с момента усыновления усыновители для усыновленного становятся родителями, то есть с момента усыновления законными представителями усыновленного становятся усыновители, которые по правам и обязанностям в полной мере приравниваются к родителям.

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; при этом, регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства признается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.

Также в силу пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, предусмотрено основания для снятия с регистрационного учета, осуществляемого без непосредственного участия гражданина (в том числе и без участия законного представителя), в числе которых поименованы случаи выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением. При этом основанием для снятия с регистрационного учета является вступившее в законную силу решение суда, при наличии которого согласия второго законного представителя не требуется.

При этом, заявление о снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего должно быть представлено за подписью обоих законных представителей. Отсутствие подписи на заявлении одного из родителей может быть восполнено представлением письменного согласия второго родителя на снятие ребенка с регистрационного учета.

С учетом приведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что действия по снятию ФИО1 с регистрационного учета по спорному адресу могут совершить только усыновители.

Таким образом, оснований обязывать Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Специализированный дом ребенка №3 (психоневрологический) Фрунзенского района» совершить заявленные истцом действия у суда не имеется, поскольку данный ответчик также не наделен полномочиями по снятию усыновленного несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета.

С учетом изложенного требования истца суд находит необоснованными и подлежащими отклонению.

В части требований об обязании УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области наложить административный штраф в соответствии с нарушением закона о регистрации, суд находит необходимым отметить следующее.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена, в частности, Федеральная миграционная служба. Установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере миграции.

Таким образом, требования истца предъявлены к несуществующему государственному органу.

Также стоит отметить, что суд не наделен правом подменять другие государственные органы, устанавливать наличие каких-либо нарушений в деятельности государственного органа с целью дачи указания иному государственному органу по привлечению кого-либо к административной ответственности.

В случае если истец полагает, что со стороны ответчиков имеется состав правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, то он не лишен права подачи соответствующего заявления в надлежащий орган.

Таким образом, требования Львова О.Р. подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Львова Олега Рафаэльевича - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

2-1061/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Львов Олег Рафаэльевич
Ответчики
СПб ГКУЗ «Специализированный Дом ребенка №3 (психоневрологический) Фрунзенского района»
ООП МА ВМО МО "Балканский"
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по СПб и ЛО
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Попова Е. И.
Дело на сайте суда
frn.spb.sudrf.ru
10.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2018Передача материалов судье
13.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.11.2018Предварительное судебное заседание
14.11.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2019Предварительное судебное заседание
22.01.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.02.2019Предварительное судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
04.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее