Дело № 2а-5772/2021
УИД 73RS0001-01-2021-011258-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Платовой А.А.,
с участием административного истца Хасанова Д.А., административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Никеровой О.Ю., представителя административного ответчика УФССП России по Ульяновской области Алиакберова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хасанова Д.А. к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Никеровой О.Ю,, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств со счетов должника, признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора и постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, возложении обязанности возвратить списанные денежные средства,
установил:
Хасанов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу исполнителю ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Некеровой О.Ю., УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств со счетов должника, признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора и постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, возложении обязанности возвратить списанные денежные средства.
В обоснование требований указал, что 26.10.2021 на основании судебного приказа № от 06.05.2021, выданного судебным участком №6 Ленинского судебного района г. Ульяновска, судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска Козлова О.В. вынесла Постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении административного истца. П.2 Постановления устанавливает 5-дневный срок для добровольного погашения задолженности, с момента получения должником копии настоящего постановления. П.3 Постановления постановляет уведомить должника о методах и сервисах оплаты, посредством которых должник может оплатить долг.
По состоянию на 12.11.2021 административный истец не получил копию настоящего постановления, из чего следует отсутствие надлежащего уведомления административного истца и даты отсчета 5-дневного срока добровольного погашения долга. Несмотря на данный факт, в отношении административного истца пристав-исполнитель совершил ряд незаконных действий, следствием которых стало нарушения основополагающих конституционных имущественных прав административного истца, определенных ст.35 Конституции РФ, а также причинил моральный вред, заставив испытать административного истца нравственные страдания.
По мнению административного истца, следующие действия пристава-исполнителя Никеровой О.Ю. являются незаконными:
1. Вынесение Постановления о взыскании исполнительного сбора по ИП имущественного характера от 10.11.2021, так как исполнительный сбор подлежит взысканию в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного погашения долга. Как было указано выше, административный истец не был извещен надлежащим образом, не получал копию Постановления и соответственно не имел возможности добровольно погасить задолженность, исполнительный сбор не может быть установлен в силу отсутствия факта наступления срока добровольного погашения долга.
2. Вынесение Постановления об обращении взыскания на ДС в валюте при исчислении долга в рублях по аналогичным причинам в виду отсутствия факта нарушения срока добровольного погашения долга от 10.11.2021. По данному Постановлению 11.11.2021 с валютной карты административного истца были списаны средства в размере 49,90 долларов США, что по курсу ПАО Сбербанк составило 3 460 руб.
3. Вынесение Постановления об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 10.11.2021 по аналогичным основаниям в связи с отсутствием факта нарушения срока добровольного погашения долга. 11.11.2021 со счетов административного истца были списаны средства: со счета.. .5400 - 162 руб. 17 коп.; со счета.. .2606 - 1914 руб. 84 коп.; со счета.. .0129 - 4 доллара 67 центов.
Таким образом, со всех карт и счетов административного истца были списаны все имеющиеся рублевые средства и большая часть валютных на сумму, превышающую размер основного долга более чем в два раза.
На иждивении административного истца находится жена (домохозяйка) и двое неработающих детей-студентов, не получающих стипендию. Незаконно опустошив все счета административного истца, пристав-исполнитель оставил всю семью как без средств к существованию, так и без средств к передвижению, вынудив административного истца добираться до дома пешком 12 км. Нравственные страдания значительно усиливались вследствие отсутствия дома продуктов первой необходимости и осознанием того, что вся семья вынуждена голодать. Никаких рублевых средств на счетах не осталось. Наличные средства административный истец перевел на банковскую карту по рекомендациям Роспотребнадзора, который пояснил, что в Ульяновской области, в связи с тяжелой санитарно-эпидемиологической обстановкой все расчеты необходимо производить бесконтактным способом, банковской картой.
Основное правило, которым обязаны руководствоваться приставы-исполнители, что размер списаний с карт должника не может превышать 50%. Гражданина нельзя лишать средств к существованию. В случае, если на иждивении должника находятся дети, размер может еще снижен до 20-30%, при этом размер оставляемых средств не может быть ниже, чем прожиточный минимум из расчета на каждого члена семьи, включая самого должника.
Просил признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска Никеровой О.Ю. по списанию средств со счетов должника на общую сумму 5 717 руб. незаконными; отменить постановление о взыскании исполнительного сбора по ИП имущественного характера от 10.11.2021, постановление об обращении взыскания на ДС в валюте при исчислении долга в рублях от 10.11.2021, постановление об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 10.11.2021; обязать вернуть незаконно списанные денежные суммы на расчетный счет административного истца.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Альфаком-Север».
В судебном заседании административный истец требования и доводы административного искового заявления поддержал. Также пояснил, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг он лично копию постановления о возбуждении исполнительного производства не прочитывал. Данный личный кабинет на портале Госуслуг привязан также к возглавляемому им юридическому лицу. Вход на портал осуществляется через его усиленную электронную цифровую подпись, которую он также передает своему бухгалтеру, которая также осуществляет вход на портал, однако, прочитывает документы только касающиеся юридического лица. Излишне списанные денежные средства ему не были возвращены, так как после списания средств он написал в ПАО Сбербанк заявления о закрытии счетов. Поскольку счета были закрыты денежные средства не могли на них поступить. В банк за получением банковских выписок он не обращался, так как в настоящее время не считает себя клиентом ПАО Сбербанк.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Никерова О.Ю., представитель административного ответчика – УФССП России по Ульяновской области Алиакберов Р.М. в судебном заседании требования административного искового заявления не признали указав, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена Хасанову Д.А. через его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с ч. 2.1. ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», им получена и прочитана 26.10.2021. В связи с отсутствием добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок (до 03.11.2021) судебным приставом исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства и постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 1 000 руб. В настоящее время банком со счетов административного истца списаны денежные средства и исполнительное производство окончено. Излишне списанные денежные средства возвращены должнику.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещался.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что на исполнении в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области (далее также – ОСП) находилось исполнительное производство № от 26.10.2021 возбужденное на основании Судебного приказа № от 06.05.2021 о взыскании задолженности с Хасанова Д.А. в размере 2 460,09 руб. в пользу ООО «Альфаком-Север».
Копия постановления от 26.10.2021 о возбуждении исполнительного производства направлена должнику через систему электронного документооборота (официальный интернет-портал государственных услуг).
Обязанность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения установлена нормой части 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 3 названной статьи закона извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.
Частями 1, 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В силу части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу названной нормы начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа закон связывает с моментом доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 26 октября 2021 года вынесенное в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью судебного пристава-исполнителя было направлено должнику 26.10.2021 и размещено в его личном кабинете на Едином портале госуслуг в эту же дату, о чем свидетельствует карточка исполнительного производства АИС ФССП России, содержащая отметку о присвоении документу статуса «доставлено» и «прочитано».
Довод административного истца о том, что он не давал своего согласия на получение электронных сообщений от службы судебных приставов на портале государственных услуг правового значения не имеет, так как положения вышеназванной ст. 24 Закона об исполнительном производстве не связывают возможность извещения должника через его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг с наличием такого согласия.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 606 (ред. от 26.11.2020) «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб» утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее – Правила).
Согласно пунктов 1-4 Правил извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал). Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - единая система идентификации и аутентификации). Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил (п. 1). Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления (п. 2). Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству. В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве (п. 3). Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений. Датой прекращения формирования оператором единого портала уведомлений о фактах доставки, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, считается: дата размещения лицом, участвующим в исполнительном производстве, с использованием соответствующего функционала личного кабинета информации об отказе от получения извещений посредством единого портала; дата направления лицом, участвующим в исполнительном производстве, оператору единого портала регистрируемым письмом заявления о прекращении направления такому лицу извещений посредством единого портала. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе с использованием личного кабинета повторно дать согласие на получение извещений посредством единого портала (п. 4).
Таким образом, учитывая, что сообщение содержащее копию постановления о возбуждении исполнительного производства было доставлено административному истцу через его личный кабинет на едином портале и им прочитано 26.10.2021, что следует из сведений, содержащихся в АИС ФССП России по исполнительному производству, и установив, что с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в его едином личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг прошло более пяти дней, судебным приставом-исполнителем обоснованно приняты меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства должника, а также вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора на основании ст.ст. 70, 71, 112 Закона об исполнительном производстве.
Более того, как следует из представленного ответа ПАО Сбербанк на запрос судебного пристава-исполнителя, излишне списанные с должника денежные средства возвращены ему на банковский счет.
При этом довод административного истца о том, что денежные средства ему не были возвращены является голословным и не подтвержден соответствующими допустимыми доказательствами (банковскими выписками, справками и пр.). Представленные же им копии заявлений о закрытии банковских счетов не свидетельствуют о том, что на момент перечисления на них денежных средств они были закрыты.
В настоящее время исполнительное производство окончено фактическим исполнением.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав Хасанова Д.А., как должника и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Хасанова Д.А. к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Никеровой О.Ю,, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств со счетов должника, признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора и постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, возложении обязанности возвратить списанные денежные средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.