Дело № 2-163/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ Министерства обороны РФ» о понуждении произвести ремонт здания склада, расположенного в военном городке № <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам о понуждении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу:
- в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министерства обороны от 30.12.2017 № 860 и приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ от 21.02.2018 № 35 в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту; о возложении обязанности на Министерство обороны РФ:
- при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
- выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки исполнения должностными лицами ПУ 4/6 (<адрес>) ЖКС № филиала ФИО2 «ФИО2» ФИО3 обороны РФ по Восточному военному округу законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве было установлено, что техническое состояние здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес> и используемого в интересах войсковой части 25573, имеет недостатки: в отмостке имеются трещины и разрывы, в местах примыкания отмостки имеются трещины шириной 1-5 см., требуется штукатурка стен, заделка расколов, трещин, требуется замена мягкой рулонной крови (1200 кв.м), кабель в аварийном состоянии и состоит из различных скруток. Ремонт здания склада не производился ни разу с момента ввода в эксплуатацию, с 1978 г.
По результатам осмотра здания хранилища был составлен соответствующий акт.
Министерство Обороны РФ, как собственник имущества несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества, но ремонт не производит, сведения о внесении указанного здания хранилища в планы ремонта объектов Министерства обороны РФ отсутствуют, сроки работ по ремонту не определены, что создает предпосылку к порче федеральной собственности и возникновению чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ и Положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, возложены на данный филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ.
По результатам комиссионных осмотров здания указанного склада был сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного объекта недвижимости. Категория технического состояния конструкции здания исчерпала свои несущие способности, несет опасность обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью людей, причинение ущерба Министерству обороны РФ.
В судебном заседание представитель истца - помощник военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Корниевский И.Н. исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что в указанном складе хранятся боеприпасы войсковой части, ГСМ и боевая техника, здание склада находится на территории закрытого военного городка № <адрес> и используется в интересах войсковой части 25573. Также на территории военного городка № <адрес> расположены многоквартирные дома – ДОСы, в которых проживают военнослужащие и их семьи. Неудовлетворительное техническое состояние здания склада с боеприпасами и ГСМ, несет реальную угрозу людям, проживающим в военном городке, а также военнослужащим и гражданскому рабочему персоналу Министерства обороны. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в суд письменный отзыв, где указал, что с исковыми требованиями не согласен, просит отказать военному прокурору в иске в полном объеме.
Согласно Положения о министерстве обороны РФ от 16.08.2004 №, Министерство обороны РФ, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, поскольку вопрос о признании спорного объекта недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ и суд не вправе своим решением подменять его компетенцию. Кроме того, здание склада, расположенное в военном городке № в <адрес>, передано в эксплуатационное содержание филиала ФГБУ ««Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, поэтому данное учреждение обязано выполнять капитальный и текущий ремонт указанного здания склада. Только в рамках соблюдения процедуры регламента и при наличии лимитов бюджетных средств Министерство обороны РФ может выделить денежные средства ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны России» на проведение текущего и капитального ремонта здания указанного хранилища. В иске просил отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и его филиала по ВВО РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал о согласии с иском в полном объеме.
Командир войсковой части № ФИО7 направил в суд ходатайство об удовлетворении исковых требований военного прокурора в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно п. 4.1 и 4.4 "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения).
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) утвержден "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Согласно ст. 7, 8 и 11 указанного Федерального закона, строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось, в том числе требование о сохранении устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Как установлено в судебном заседании, следует из актов обследования здания хранилища, объяснения начальника ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, техническое состояние здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес> и используемого в интересах войсковой части №, имеет недостатки: в отмостке имеются трещины и разрывы, в местах примыкания отмостки имеются трещины шириной 1-5 см., требуется штукатурка стен, заделка расколов, трещин, требуется замена мягкой рулонной крови (1200 кв.м), кабель в аварийном состоянии и состоит из различных скруток. Ремонт здания склада не производился ни разу с момента ввода в эксплуатацию, с 1978 г.
Согласно п. 44 и п. 45 Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2017 N 860 (ред. от 16.02.2021) "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации". Контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части. В состав комиссии включаются представители воинской части, ФГБУ "ЦЖКУ", а при необходимости - представители отделов эксплуатации, специалисты-эксперты из проектных, научных и ремонтно-строительных организаций (по согласованию).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя Министерства обороны РФ о нарушении установленного законом порядка организации и проведения капитального ремонта недвижимого имущества МО РФ, не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований.
Доводы о том, что для включения объекта в титул капитального и текущего ремонта необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, не опровергают факта неудовлетворительного состояния здания котельной.
Между тем, согласно указанным выше Актам, отражена необходимость текущего и капитального ремонта здания склада и утверждена органом военного управления.
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № 607 от 03.03.2017 г., учреждение осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Министерства обороны РФ, в том числе производит ремонт электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы, то есть учреждение занимается обслуживанием, текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, инженерных сетей воинских частей и организаций ВС РФ.
Функции и полномочия учредителя ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет Министерство обороны РФ.
Проведенной военным прокурором проверкой установлен факт неисполнения собственником имущества и ФГБУ «ЦЖКУ» капитального и текущего ремонта.
Необходимость проведений капитального и текущего ремонта подтверждается перечисленными выше доказательствами, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исковые требования о возложении обязанности по выделению лимитов денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для выполнения работ по текущему ремонту, также подлежат удовлетворению.
Согласно п.30 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидий) с учетом государственного задания на очередной финансовый год.
Статьей 38 Бюджетного кодекса определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности, поскольку на Министерство Обороны РФ в силу закона возложена обязанность по финансированию ремонтных работ.
Ст. 45 ГПК РФ установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита, охрана здоровья военнослужащих и членов из семей является функцией государства.
По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить военнослужащих и членов их семей благоприятными условиями труда и отдыха. Надзор за исполнением данных норм возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования военного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ Министерства обороны РФ» о понуждении произвести ремонт здания склада инв. №, расположенного в военном городке № <адрес> удовлетворить.
Возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу
в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министерства обороны от 30.12.2017 № 860 и приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ от 21.02.2018 № 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту.
Возложить на Министерство обороны РФ, при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания склада инв. № войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 14.05.2021.
Судья: Н.В. Кирсанова