63RS0№-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2022 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушановой Е.Е.,
с участием помощника прокурора <адрес> Алексеева С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Родионовой О. В. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязательности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Родионовой О.В. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязательности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме, указав, что прокуратурой района во исполнения приказа прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка НО «ФКР» в части организации проведения работ по капитального ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2.
По результатам проведенной проверки, выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 г.г.
Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>, строение 2.
В ходе проверки установлено, что торги ЭА3753-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭАПС4495-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторные торги ЭАПС4861-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» установлен порядок проведения торгов для привлечения исполнителей для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, из которого следует, что НО «ФКР» не ограничен в числе конкурсных процедур по объектам капитального ремонта.
Вопрос о привлечении единственного подрядчика НО «ФКР» не решен.
Таким образом, установлено, что капитальный ремонт общего имущества МКД по <адрес>, строение 2 <адрес> в настоящее время не проведен. Аукцион по выбору подрядной организации согласно сведениям с сайта государственных закупок не состоялся.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана некоммерческая организация — «Фонд капитального ремонта».
Предметом деятельности НО «ФКР» согласно означенному постановлению является обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Заявитель считает, что НО «ФКР» не предприняло своевременных и исчерпывающих мер по выбору подрядной организации, привлекаемой для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, фактические работы по капитальному ремонту данного МКД не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет за собой срыв исполнения региональной программы капитального ремонта на 2019-2021 г.г.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2, путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта (крыши) в трехмесячный срок с момента вынесения решения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Алексеев С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, просил возложить на Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» обязанность провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2, путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта в трехмесячный срок с момента вынесения решения.
Родионова О.В. в судебном заседании доводы заместителя прокурора <адрес> поддержала, просила исковые требования удовлетворить. Однако полагала, что срок для выполнения работ должен быть сокращен, и работы должны быть осуществлены немедленно, минуя процедуру торгов.
Представитель ответчика НО «ФКР» Данч А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям указным в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» установлен порядок проведения торгов для привлечения исполнителей для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов, из которого следует, что НО «ФКР» не ограничен в числе конкурсных процедур по объектам капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района во исполнения приказа прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов» проведена проверка НО «ФКР» в части организации проведения работ по капитального ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2019-2021 г.г.
Согласно краткосрочному плану проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту общего имущества содержит, в том числе МКД, расположенный по адресу: <адрес>, строение 2.
В ходе проверки установлено, что торги ЭА3753-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторно торги ЭАПС4495-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, повторные торги ЭАПС4861-20 размещены ДД.ММ.ГГГГ и признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика в ходе судебного заседания, а именно, представитель ответчика пояснил, что до настоящее времени ремонт крыши в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>, строение 2, не проведен.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», в которую включены работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» работы по капитальному ремонту, в том числе, указанного дома должны быть выполнены 2019-2021 г.г.
Вместе с тем, в настоящее время работы не начаты.
Материалами дела установлено, что другие электронные аукционы на проведение капитального ремонта общего имущества (крыши) данного многоквартирного дома НО «ФКР» в 2022 г.г. не проводились.
Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, строение 2, нарушает, в том числе, права Родионовой О.В., которая зарегистрирована и проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем является пенсионером, в связи с этим по возрасту и состоянию здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой 04.06.2013г. региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Судом установлено, что в настоящее время, работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2 не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, привело к срыву региональной программы капитального ремонта на 2019-2021г.г.
До настоящего времени капитальный ремонт крыши в указанном многоквартирном доме не произведен, аукцион по выбору подрядной организации согласно сведениям с сайта государственных закупок не состоялся.
Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств, учитывая, что ответчиком в полной мере не исполнено обязательство, возложенное на него законом, суд считает, что требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, а именно, считает необходимым возложить на НО РО СО «ФКР» обязанность по капитальному ремонту крыши.
Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер, в связи с чем требования прокурора в части срока осуществления ремонта подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах Родионовой О. В. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязательности провести капитальный ремонт в многоквартирном доме– удовлетворить частично.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» организовать проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, строение 2, путем проведения конкурсных процедур и заключения соответствующего договора на проведение капитального ремонта (крыши) в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.04.2022г.
Судья М.А. Наточеева