УИД: 63RS0038-01-2022-008825-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2023 года г. Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Ужицыной А.Р.,
при секретаре Симуновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-936/2023 по административному исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Школа № № г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о признании незаконным бездействие по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с административным иском к административным ответчикам МБОУ Школа № г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о признании незаконным бездействие по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Кировского района проверено исполнение МБОУ Школа № г.о. Самара требований законодательства об образовании, антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено, что МБОУ Школа № г.о.Самара не оборудовано системой видеонаблюдения с хранением данных в течение 1 месяца. По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки директору образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму в связи с данным фактом. Согласно ответа на представление нарушения будут устранены по мере поступления финансирования. До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены. Просит признать незаконным бездействие МБОУ Школа № г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства, обязать Департамент образования Администрации г.о.Самары произвести финансирование ремонта оборудования системы видеонаблюдения в срок не свыше трех месяцев со дня вступления в силу решения суда. Обязать МБОУ Школа № г.о. Самара произвести ремонт оборудования системы видеонаблюдения в срок не свыше 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец - помощник Прокурора Кировского района г. Самара Грязнов М.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика директор МБОУ Школа № г.о. Самара ФИО4 в судебном заседании иск признала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента образования г.о. Самара в суд не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что государства- участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273 - ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе - создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения IT здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 (далее - Постановление) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности (Министерства просвещения Российской Федерации (далее Требования АТЗ) и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Для целей вышеуказанных требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п.п. 24, 25, 26 Постановления в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко второй, третьей, четвертой категории опасности, осуществляется в том числе следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб но единому номеру “112” и поддержания их в исправном состоянии, оснащение системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п.17 Требований АТЗ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объе кта х(те р р итор и я х);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их
совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта
(территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Подпунктами б, в, г пункта 18 Требований ЛТЗ установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пунктом 19 Требований АТЗ установлено. что выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
Согласно п.20 Требований АТЗ пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи па объектах (территориях).
Согласно п.30 Требований АТЗ система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Судом установлено, что вышеуказанные требования законодательства МБОУ Школа № г.о. Самара не соблюдаются, а именно МБОУ Школа № г.о. Самара не оборудовано системой видеонаблюдения с хранением данных в течении 1 месяца.
По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки директору образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму в связи с вышеуказанным фактом.
Согласно ответа на представление нарушения будут устранены по мере поступления финансирования. Администрацией школы систематически направляются информационные письма в Департамент образования Администрации городского округа Самары с просьбой оказать содействие в решении вопроса об устранении нарушений.
До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание что в ходе проверки установлено, что МБОУ Школа № г.о. Самара не оборудовано системой видеонаблюдения с хранением данных в течении 1 месяца, что может послужить причиной причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, посещающих объекты указанного образовательного учреждения, в том числе обучающихся, воспитанников, педагогического коллектива и иных посетителей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В случае невозможности исполнить решение суда в установленные сроки, административные ответчики не лишены возможности в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Школа № г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о признании незаконным бездействие по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ Школа № г.о. Самара, Департамента образования г.о. Самара по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства.
Обязать Департамент образования Администрации г.о.Самары произвести финансирование МБОУ Школа № г.о. Самара ремонта оборудования системы видеонаблюдения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ Школа № г.о. Самара произвести мероприятия по ремонту оборудования систем видеонаблюдения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2023 года.
Председательствующий А.Р. Ужицына