РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5932/13 по заявлению Крякина М.Н. о признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Карякина М.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью *** кв.м., распложенного по адресу: адрес, под садоводство. Министерство имущественных отношений Самарской области дата направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в ответ на которое в министерство дата поступило заключение департамента о невозможности утверждения схемы, поскольку по топографическим материалам департамента данная территория входит в границы сложившихся землепользований, кроме того, указал, что подготовка схемы обеспечивается гражданами и юридическими лицами самостоятельно. дата Карякина М.Н. получила уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области от дата об отказе в предоставлении ей данного земельного участка в связи с заключением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения участка. С указанным заключением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата и принятым на его основании решением Министерства имущественных отношений Самарской области Карякина М.Н. не согласна, считает их незаконными, принятыми без учета требований действующего законодательства, нарушающими ее права и законные интересы, считает, что отсутствие прав третьих лиц в отношении испрашиваемого участка подтверждено представленными заявителем документами, в связи с чем, у Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара отсутствовали законные основания для принятия решения о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого участка, вследствие чего Министерство имущественных отношений Самарской области было принято незаконное решение. Кроме того, полагает, что Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара незаконно указано в заключении, что обязанность по изготовлению и представлению схемы расположения земельного участка возложена на заявителя. Просит суд признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, площадью *** кв.м., расположенного по адресу:. адрес, под садоводство, по заявлению Карякиной М.Н.; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара устранить допущенное нарушение прав Карякиной М.Н., рассмотреть в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения обращение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата по заявлению Карякиной М.Н. по существу, принять решение в соответствии с действующим законодательством; признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в принятии уведомления от дата об отказе в предоставлении земельного участка и возврате документов по заявлению Карякиной М.Н., незаконными; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенное нарушение прав Карякиной М.Н., принять к рассмотрению заявление Карякиной М.Н. от дата о предоставлении в собственность земельного участка, в установленный законом срок принять по нему мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства.
В судебном заседании представитель истца Черек А.А., действующий на основании доверенности от дата, заявленные требования поддержал в полном объеме, дав аналогичные пояснения.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Железнова О.В., действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения требований Карякиной Н.М., пояснив, что заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка вынесено законно и обосновано, по топографическим сведениям департамента на испрашиваемом земельном участке расположено нежилое помещение, участок забором делится пополам, границы данного участка налагаются на границы уже сложившихся землепользований.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Хайрулова Л.А., действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку отказ в предоставлении земельного участка был принят на основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, наличие которого в соответствии с действующим законодательством является основанием для принятия решения об отказе.
Суд, выслушав стороны, участвующие в деле, изучив материалы дела, полагает, что требования Карякиной М.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что информация о предоставлении Карякиной М.Н. с дата по настоящее время каких-либо земельных участков по сведениям архива правоудостоверяющих документов, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует, что подтверждается, соответственно, уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от дата, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата.
Согласно уведомлений Управления Росреестра по Самарской области от дата, дата, дата, уведомления ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от дата земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, кому-либо с дата по настоящее время предоставлен не был, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном участке.
дата Карякина М.Н. в лице представителя обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, под садоводство.
Испрашиваемый Карякиной М.Н. земельный участок по сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от дата к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов не относится, находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов.
Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению Карякиной М.Н. границы земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, налагаются на границы сложившихся землепользований, на территории объекта расположено нежилое здание, строение или сооружение.
В ответ на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара дата направил в адрес министерства заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, площадью *** кв.м., по адресу: адрес, так как согласно топографическим материалам департамента данная территория входит в границы сложившихся землепользований, кроме того, в данном заключении Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара проинформировал, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается гражданами и юридическими лицами самостоятельно. Данное заключение было получено министерством дата, о чем свидетельствует штамп регистрации входящей корреспонденции.
дата Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Карякиной М.Н. в лице представителя уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с невозможностью утверждения Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
В обоснование возражений на заявленные требования Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара в материалы дела представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара от дата, из которой следует, что испрашиваемый земельный Карякиной М.Н. участок разделен на две части строением и входит в границы сложившихся землепользований.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в редакции от 14.05.2013 года, земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3) для садоводства; 4) для огородничества; 5) для животноводства; 6) для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.4 вышеназванного Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения. В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» при выявлении препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Как следует из заявления Карякиной М.Н., пояснений ее представителя, данными в ходе судебного разбирательства, она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке ст. 9 Закона Самарской области «О земле», предусматривающую возможность предоставления гражданину земельного участка, свободного от прав третьих лиц, при наличии иных оснований, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» основаниям для отказа в утверждении схемы является невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, а также наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием.
В ходе рассмотрения заявления Карякиной М.Н. было выявлено препятствие в предоставлении ей земельного участка, выраженное в том, что территория испрашиваемого участка входит в границы сложившихся землепользований.
Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара от дата, из которой также следует, что испрашиваемый земельный участок разделен на две части ограждением, на нем имеется строение, в подтверждение обратного суду не представлено.
Оснований не доверять представленным Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара сведениям у суда не имеется, поскольку в силу ст. 56 Градостроительного кодекса РФ и абз. «б», «з» п. 3 ст. 28 Устава городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 на Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара возложены полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Ссылка представителя заявителя на уведомление Управления Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на испрашиваемый участок в подтверждение необоснованности вывода Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый Карякиной М.Н. земельный участок судом не может быть принята во внимание, опровергается материалами дела. Управлением Росреестра по Самарской области предоставлены сведения, исходя их адресной характеристики испрашиваемого объекта, в то время, как Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара проводится анализ возможности предоставления земельного участка на основании координат земельного участка. Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия с Министерством имущественных отношений Самарской области правомочно предоставлять сведения о наличии прав на сформированные в установленном порядке, как объекты гражданских прав, земельные участки. В рассматриваемом случае земельный участок, площадью *** кв.м., по адресу: адрес, как объект гражданских правоотношений не сформирован, соответственно каких-либо сведений в Управлении Росреестра по Самарской области о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества быть не может, что, в свою очередь, не исключает возможности фактического наличия прав третьих лиц на территорию данного участка.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Во исполнение ч. 1 ст. 34 ЗК РФ распоряжением Департамента от 17.07.2013 № Д05-01-06/35 утвержден Порядок подготовки и утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предоставляемых для целей, не связанных со строительством. Согласно п. 1.5., 2.3 данного Порядка подготовка схемы обеспечивается гражданами и юридическими лицами самостоятельно, при этом, схема предоставляется в Департамент в 6 (шести) экземплярах на бумажном и электронном носителе по форме, установленной приложением № 2 к вышеназванному Порядку.
Таким образом, доводы заявителя о незаконности принятого Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара решения о невозможности утвердить схему расположения земельного участка в связи отсутствием соответствующего основания, незаконном возложении на заявителя обязанности по изготовлению схемы, не соответствуют закону, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание
Кроме того, суд полагает необоснованным довод заявителя о незаконности принятого Министерством имущественных отношений Самарской области дата решения об отказе в его предоставлении и возврате документов в связи с пропуском установленного двухнедельного срока с момента получения заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка – дата, для принятия такого решения, поскольку бездействие министерства в данной части в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным не признано.
В связи с чем, в соответствии с указанными нормами закона, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара обосновано составлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории дата, поскольку земельный участок не свободен от прав третьих лиц, границы участка вклиниваются в сложившееся землепользование, а Министерством имущественных отношений по Самарской области принято решение об отказе Карякиной М.Н. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в пределах полномочий, установленных нормативным документом, в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Крякина М.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2013 года.
Судья Доценко И.Н.