Дело №
(производство № 2-1408/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рязань 02 сентября 2021 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Ерофеевой Л.В.,
при секретаре Лопоухове Р.Ю.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани Черкасовой Е.М.,
представителя ответчика Морозовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Задорожной Светланы Сергеевны к ГКУ Центр занятости населения Рязанской области о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, признании в качестве ищущей работу и отмене приказа № от дд.мм.гггг.,
УСТАНОВИЛ:
Задорожная С.С. обратилась в суд с иском к ГКУ Центр занятости населения Рязанской области о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что дд.мм.гггг. она родила ФИО5, после чего ей выдали больничный лист, в котором написано, что она должна приступить к работе дд.мм.гггг.; позже ей пришло уведомление от работодателя ООО <данные изъяты> о том, что с нею дд.мм.гггг. расторгают трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия – по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. дд.мм.гггг. она обратилась в ГКУ Центр занятости населения Рязанской области, сектор по Рыбновскому району, ля получения выплат от работодателя – среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения. Инспектору она сообщила, что ее интересует только выплата от работодателя, работу она не ищет, так как имеет на руках новорожденного ребенка, а также сообщила, что после выплаты от работодателя будет вставать на учет в «социальную защиту населения» для получения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; также рассказала, что пособие по уходу за ребенком в дальнейшем она хочет получать как положено – с дд.мм.гггг., то есть по окончании больничного листа.
дд.мм.гггг. её оформили и выдали регистрационное удостоверение, куда вносились даты посещения ею центра занятости в г. Рыбное. При приеме ей выдали приказ «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице», где указано, что ей назначаются пособия с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 7 089 руб. 43 коп. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 5 607 руб. 54 коп. Она сообщила, что ей невыгодно получать пособие по безработице, потому что другое пособие из социальной защиты по уходу за ребенком до 1,5 лет будет больше – в размере 9 708 руб. 91 коп., на что ей сообщили, что это стандартное оформление и потом можно выбрать выгодное для себя пособие. Также сообщили, что будут искать ей работы, рассказали о необходимости ходить на собеседование и право отказаться один раз, а если она откажется больше, ей автоматически снимут с учета и 3 оклад от работодателя она не получит.
дд.мм.гггг. она получила справку от ГКУ Центр занятости населения Рязанской области, сектора по Рыбновскому району, отправила ее работодателю и ждала выплату, а как только её получила, дд.мм.гггг. забрала документы и отправилась в Рыбновский территориальный отдел Министерства социальной защиты населения Рязанской области в г. Рыбное для назначения пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 9 708 руб. 91 коп.
дд.мм.гггг. она получила сумму 9 039 руб. 33 коп. (за один неполный месяц), хотя ожидала другую сумму, а именно 30 097 руб. 53 коп. (за 3 дня в ноябре, за декабрь, за январь и за февраль месяц). Сумма, которую ей не начислили, составляет 21 058 руб. 20 коп. В соцзащите дд.мм.гггг. ей сообщили, что она не может получать пособия из двух центров, сотрудница позвонила в центр занятости и консультировалась по её делу, а позже ей сообщили, что она должна была выбрать: либо получает третий оклад через центр занятости, либо встаёт на учет по уходу за ребенком и получает пособие с первого дня окончания больничного листа в социальной защите; так как она выбрала третий оклад от работодателя, ей пересчитали сумму пособий по уходу за ребенком и выплату назначили со дня подачи заявления, поэтому сумму неполная и также были назначены пособия из центра занятости населения в размере 4 147 руб. 98 коп. Через некоторое время она была на консультации у юриста в ГКУ Центр занятости населения по Рязанской области, где открыли её дело и после предоставлений документов сообщили, что инспекторы Рыбновского района неправильно оформили, а также неправильно предоставили информацию о получении 3 оклада от работодателя: оформили по стандартному шаблону, хотя не должны были признавать безработной и не должны назначать пособие по безработице, так как она теряет свое право получить пособие по уходе за ребенком с первого дня после окончания больничного – с дд.мм.гггг.. Чтобы не терять денежные средства по пособиям её должны были сразу оформить как ищущую работу без начислений пособий и после получения справки дд.мм.гггг. должны были сразу снять с учета, одним днем. Из-за этой ошибки она лишилась полных выплат пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с дд.мм.гггг. и не получила 21 058 руб. 20 коп. (без учета пособий по безработице), а с учетом полученного пособия по безработице в общем размере 4 147 руб. 98 коп. недополучила 16 910 руб. 22 коп.
Ею были приняты попытки к мирному урегулированию, были направлены жалобы в Центр занятости населения г. Рыбное, прокурору Рыбновского района, в Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области; ответ один, что действия сотрудников сектора по Рыбновскому району осуществлялись в соответствии с законодательством РФ.
Полагая, что ГКУ Центр занятости населения по Рязанской области, сектор Рыбновского района в г. Рыбное, совершил грубые ошибки при консультации и при оформлении, ввел её в заблуждение и н е понял суть её обращения в центр занятости, а также выбрал для неё менее выгодное пособие, в связи с чем она потеряла часть пособий, а также потратила время, силы и нервы, которые повлияли на ее самочувствие, здоровье и психологическое состояние, истец просила обязать ответчика выплатить ей суму 16 910 руб. 22 коп., а также взыскать моральную компенсацию в размере 20 000 руб.
В ходе производства по делу Задорожная С.С. исковые требования уточнила, в качестве дополнительного основания для взыскания компенсации морального вреда указала на факт пропажи у неё грудного молока по причине перенесенного стресса в связи с выяснением сложившейся ситуации, также дополнительно заявила требования о признании её в качестве ищущей работу с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и отмене приказа № от дд.мм.гггг..
В судебное заседание истец Задорожная С.С., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, о причинах неявки суд не известила, об отложении судебного разбирательства дела не просила.
Представитель ответчика ГКУ Центр занятости населения Морозова И.Ю. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Центр занятости не оказывает консультационные услуги по получению пособий в других органах и организациях, в том числе в органах социальной защиты населения; действия сотрудников Рыбновского сектора Центра занятости населения Рязанской области в связи с обращением истца полностью соответствовали требованиям действующего законодательства, Задорожной С.С. разъяснялось право на снятие с учета по безработице по истечении третьего месяца после увольнения, но она этого не сделала, получила пособие по безработице за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. – до момента снятия её с учёта. Также полагала, что истцом не представлено доказательств причинения вреда её здоровью в результате действий сотрудников Центра занятости населения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГКУ «Управление социальной защиты населения Рязанской области», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что Задорожная С.С., встав на учёт в службу занятости населения в течение 14 дней после увольнения, таким образом сделала выбор в пользу получения пособия по безработице, что исключало получение ею в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. пособия по уходу за ребенком, которое выплачивается органами социальной защиты; с дд.мм.гггг. такое пособие было ей назначено.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика Морозовой И.Ю., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение помощника прокурора Советского района г. Рязани Черкасовой Е.М., полагавшей иск Задорожной С.С. в части компенсации морального вреда необоснованным, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По смыслу приведенной нормы, для возложения на ответчика деликтной ответственности истец, требующий возмещения убытков, должен доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер ущерба, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками, а ответчик – отсутствие его вины в причинении истцу вреда.
При этом полное возмещение вреда предполагает компенсацию как материального ущерба, так и морального вреда в случаях, установленных законом.
В судебном заседании установлено, что Задорожная С.С. работала в ООО <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., приказом № от дд.мм.гггг. уволена в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности обособленного подразделения ООО, расположенного в г. Рязани) на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 21 календарных дней.
На момент увольнения Задорожная С.С. находилась в отпуске по беременности и родам, в связи с чем ей были выданы листки нетрудоспособности № на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и № на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., которые были оплачены работодателем, что подтверждается справкой № ООО <данные изъяты> от дд.мм.гггг..
дд.мм.гггг. истец родила дочь ФИО5
Днём выхода истца на работу был определён день дд.мм.гггг..
Статьёй 178 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
дд.мм.гггг. Задорожная С.С. обратилась в сектор по Рыбновскому району ГКУ Центр занятости населения Рязанской области с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, к которому приложила справку о среднем заработке для определения размера пособия по безработице», выданную ООО <данные изъяты> дд.мм.гггг..
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п. 2 ст. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг. № утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы для постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы гражданам при обращении в государственное учреждение службы занятости населения достаточно предъявить паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, а гражданам, относящихся к категории инвалидов, также индивидуальную программу реабилитации инвалида. Кроме этих документов, согласно п. 4 Правил, граждане для постановки на указанный регистрационный учет могут предъявить также трудовую книжку или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет (п. 5 Правил).
В силу п. 7 указанных Правил, трудоспособным гражданам, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления всех следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Поскольку Задорожной С.С. все документы, перечисленные в п. 7 Правил, были представлены при подаче заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы дд.мм.гггг., ей были установлены дни посещений службы занятости дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг., обозначенные в выданном на её имя регистрационном удостоверении клиента службы занятости населения.
По истечении 10 дней был издан приказ от дд.мм.гггг. № о признании Задорожной С.С. безработной и назначении пособия по безработице с дд.мм.гггг., с установлением периода выплаты пособия по безработице 6 месяцев: с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Размер пособия по безработице, согласно указанному приказу, был установлен с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - в размере 75% средней зарплаты (9 452,57) – 7 089 руб. 43 коп., с 16.042019 по дд.мм.гггг. – в размере 60% средней зарплаты – 5 671 руб. 54 коп.
Указанный приказ был издан уполномоченным работником государственного учреждения службы занятости населения в пределах компетенции, в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, согласно пункту 9 которых постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, приняты решения об отказе в признании их безработными в случаях: отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
В рассматриваемом случае такие обстоятельства отсутствовали.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа от дд.мм.гггг. №, которым она была признана безработной и ей назначено пособие по безработице, не имеется.
Также отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании Задорожной С.С. в качестве ищущей работу с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., поскольку в силу приведённых выше норм действующего законодательства постановка гражданина на учёт в целях поиска подходящей работы является условием для принятия решения о признании этого гражданина безработным и влечет обязанность органа службы занятости принять такое решение в установленный законом срок после предоставления всех необходимых документов, при отсутствии оснований к отказу в признании безработным. Кроме того, регистрация гражданина в качестве безработного предполагает, что он является лицом, ищущим работу и готовым приступить к ней, что прямо вытекает из п. 7 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утверждённых постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг. №, то есть статус лица, ищущего работу, за безработным сохраняется.
дд.мм.гггг. в территориальном органе ГКУ Центр занятости населения Рязанской области истец получила справку о сохранении заработной платы за третий месяц безработицы, на основании которой работодателем произведена выплата ей среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
дд.мм.гггг. на основании личного заявления истец приказом № снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), в соответствии с приказом от дд.мм.гггг. № ей прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработной.
За период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истцу было выплачено пособие по безработице в общей сумме 4 147 руб. 98 коп.
дд.мм.гггг. Задорожная С.С. обратилась в сектор по Рыбновскому району ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, к которому приложила справку сектора по Рыбновскому району Межрайонного территориального отдела № ГКУ ЦЗН РО о том, что с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. она была зарегистрирована в качестве безработной.
В соответствии с абз. 5 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Такое пособие указанным лицам выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет (абз. 3 ст. 14 Федерального закона); размер пособия составляет 40 процентов среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам, но не менее 6 752 рубля и не более 13 504 рубля (абз. 5 ст. 15 Федерального закона).
В силу абз. 9 ст. 13 лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 года № 1012н, действовавшим в рассматриваемый период времени, был утвержден «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», в соответствии с п. 40 которого матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице. Данное пособие назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства (п. 45 Порядка).
Руководствуясь приведёнными выше нормативными актами, сектором социальной защиты населения по Рыбновскому району Рязанской области истцу было назначено пособие по уходу за ребенком о достижения возраста 1,5 лет с даты обращения – с дд.мм.гггг..
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что уволенный работник самостоятельно принимает решение об обращении за помощью в трудоустройстве с последующим получением статуса безработного и назначением пособия по безработице, при этом в случае получения пособия по безработице он лишается права на получение пособия по уходу за ребенком в органах социальной защиты населения.
Доводы истца о том, что её при обращении в органы службы занятости должны были оформить как лицо, ищущее работу, не признавая безработной, то есть для неё изначально выбрали невыгодные условия, при которых она лишилась возможности получить ежемесячное пособие по уходу за ребенком с первого дня после окончания больничного (с 27 ноября 2019 года), являются несостоятельными, поскольку действия сотрудников ГКУ Центр занятости населения полностью соответствовали требованиям Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», исходя из озвученного истцом желания получить от работодателя средний заработок за третий месяц со дня увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
При этом суд исходит из положений ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», закрепляющей право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг в органах службы занятости, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Консультирование граждан по иным вопросам к компетенции органов службы занятости не относится.
При таких обстоятельствах законных оснований для взыскания с ответчика в пользу Задорожной С.С. денежных средств в размере разницы между ежемесячным пособием по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., которое могло быть ей назначено, и полученным за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. пособием по безработице не имеется, как не имеется и оснований для компенсации ей морального вреда, тем более что доказательств причинения ей в результате действий ответчика физических и нравственных страданий, нарушающих её личные неимущественные права, в том числе повлекших ухудшение состояния здоровья (потерю грудного молока), суду не представлено.
Кроме того, в действиях истца суд усматривает злоупотребление правом, поскольку из содержания искового заявления и её личных объяснений в ходе судебного разбирательства дела следует, что при обращении в органы занятости населения она не имела намерения найти работу и трудоустроиться, а преследовала иную цель - получение от работодателя среднего заработка за третий месяц после увольнения, одновременно желая получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком, что не допускается законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Задорожной Светлане Сергеевне в иске к ГКУ Центр занятости населения Рязанской области о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, признании в качестве ищущей работу с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и отмене приказа № от дд.мм.гггг. о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - подпись