РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2021 года пос.Дубна Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Матвеевой Н.Н.,
при секретаре Титовой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-445/2021 по исковому заявлению администрации муниципального образования Дубенский район к Управлению Росреестра по Тульской области, Калинову Сергею Николаевичу об аннулировании земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,
установил:
администрация МО Дубенский район обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по Тульской области, Калинову С.Н. об аннулировании земельного участка, исключении сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 30 апреля 2014 года в адрес администрации МО Дубенский район поступило заявление Калинова С.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства. 16 мая 2014 года администрацией МО Дубенский район принято постановление №511 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем земельный участок поставлен на государственный учет 10 июня 2014 года. После этого администрацией МО Дубенский район принято постановление №1058 «О предоставлении в аренду находящегося в муниципальной собственности земельного участка Калинову С.Н.» и заключен договор аренды №86 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Согласно п.2.1 указанного договора срок аренды установлен с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2019 года.
26 февраля 2015 года в администрацию муниципального образования поступило заявление Калинова С.Н. о прекращении права аренды на указанный земельный участок, на основании которого 2 апреля 2015 года принято постановление №370 «О расторжении договора аренды с Калиновым С.Н.» и подготовлено соглашение о расторжении договора аренды от 15 сентября 2014 года №86.
С мая 2015 года до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не использовался, в аренду или собственность администрацией МО Дубенский район не предоставлялся.
1 апреля 2021 года в адрес администрации МО Дубенский район поступило заявление Михайлова М.В. о снятии указанного земельного участка с учета, так как на месте данного земельного участка он заинтересован в формировании нового земельного участка с большей площадью.
Просит аннулировать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, площадью 900 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об испрашиваемом земельном участке с характерными точками:
Обозначение характерных точек границы | Координаты, м | |
Х | У | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Представитель истца администрации МО Дубенский района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, каких-либо заявлений и ходатайств не представил.
Ответчик Калинов С.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом по адресу указанному в деле, причину неявки суду не сообщил, ходатайств и заявлений не представил.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Хрынина Т.О. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом, в представленном суду отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные исковые требования разрешить на усмотрение суда. Кроме того указала на то, что управление осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 30 мая 2016 года №П/0263, и не имеет материально-правового и процессуально-правового интереса к заявленному иску, не претендует на предмет спора, не оспаривает чьи-либо права на него, не является участником гражданских правоотношений.
Третье лицо Михайлов М.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом по адресу указанному в деле, причину неявки суду не сообщил, ходатайств и заявлений не представил.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд по существу спора приходит к следующему.
Положениями ст.12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и иными способами, предусмотренными законом.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости на учете состоит объект недвижимости – земельный участок площадью 900 +/- 11 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 9 апреля 2021 года <данные изъяты>.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 10 июня 2014 года и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, он имеет статус «актуальные» и право собственности на него не зарегистрировано.
Как следует из представленных суду документов, данный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с заявлением Калинова С.Н. от 29 апреля 2014 года, согласно которому он просил утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории, сформированного из земель населенных пунктов, общей площадью 900 кв.м, местоположение: <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации МО Дубенский район №511 от 16 мая 2014 года утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
14 августа 2014 года Калинов С.Н. обратился в администрацию МО Дубенский район с заявлением, в котором просил предоставить ему в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 900 кв.м, местоположение: <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства на срок 5 лет.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией МО Дубенский район вынесено постановление №1058 от 9 сентября 2014 года, в соответствии с которым Калинову С.Н. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 900 кв.м, сроком на 5 лет.
В соответствии с указанным постановлением 15 сентября 2014 года между отделом имущественных и земельных отношений администрации МО Дубенский район и Калиновым С.Н. заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №86, согласно которому ему на срок с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2019 года предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 900 кв.м.
Вместе с тем, 24 февраля 2015 года от Калинова С.Н. в администрацию МО Дубенский район поступило заявление, в котором он просит прекратить право аренды указанного земельного участка, арендуемого по договору аренды №86 от 15 сентября 2014 года в связи с его отказом.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией МО Дубенский район вынесено постановление №370 от 2 апреля 2015 года, согласно которому договор аренды №86 от 15 сентября 2014 года находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, из земель населенных пунктов, местоположение: <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства, заключенный с Калиновым С.Н. расторгнут и земельный участок передан в распоряжение отдела имущественных и земельных отношений администрации МО Дубенский район.
В соответствии с данным постановлением 18 мая 2015 года между отделом имущественных и земельных отношений администрации МО Дубенский район и Калиновым С.Н. заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 15 сентября 2014 года №86 находящегося в государственной собственности.
1 апреля 2021 года в адрес администрации МО Дубенский район поступило заявление Михайлова М.В., в котором он просит снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, для формирования нового участка с иной площадью.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что согласно ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 вышеуказанной статьи).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права, полномочия по государственной регистрации прав осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п.7 ст.7 Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года).
В соответствии с действовавшей до 1 января 2017 года ч.1 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч.4 ст.24 Закона №221-ФЗ.
Согласно названной норме, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч.3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, ч.2 ст.25 Закона №221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Закона №221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 1 января 2017 года законодательством предусмотрены не были.
Вместе с тем, исходя из положений Закона №218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пп.14,15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п.3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч.7 ст.72). Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.
Пунктом 3 ст.70 Закона №218-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017 года, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
При этом, согласно письму Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 года №Д23-1342 «Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках», земельные участки могут быть сняты с учета, в том числе на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок образован из земель государственная собственность, на которые не разграничена, поставлен на кадастровый учет 10 июня 2014 году без заявления о регистрации права собственности, имеет статус «актуальные» и в отношении данного земельного участка отсутствует запись о праве собственности муниципального образования Дубенский район либо сведения о праве собственности иного лица, в связи с чем в данном случае применимы положения пп.14,15 ст.41 Закона №218-ФЗ.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с иными материалами дела, подтверждающими требования истца, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации МО Дубенский район.
В данном случае основанием к снятию земельного участка с кадастрового учета является не совершение кадастровым органом действий, свидетельствующих о необоснованной постановке на учет, а решение суда как самостоятельное основание для снятия земельного участка с кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Дубенский район удовлетворить.
Снять с учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, площадью 900 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, площадью 900 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, с характерными точками:
Обозначение характерных точек границы | Координаты, м | |
Х | У | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Матвеева
В окончательной форме решение суда изготовлено 23 июля 2021 года.