№ 4а-430/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 августа 2017 года г. Сыктывкар
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу представителя ИП Дороженко Е.В. – Зюзевой О.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Усинского городского суда от 23 марта 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Усинского городского суда от 23 марта 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 10 мая 2017 года, ИП Дороженко Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заявитель, не оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит снизить размер административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Как следует из материалов дела, при проведении проверочных мероприятий установлен факт осуществления гражданином Республики "наименование" Ф. без разрешительных документов в период с 10 сентября 2016 года по 27 декабря 2016 года трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве курьера по доставке пиццы в пиццерии «"наименование"», принадлежащей ИП Дороженко Е.В.
По данному факту в отношении ИП Дороженко Е.В. составлен протокол об административном нарушении, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями статей 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Усинского городского суда пришел к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Законность и обоснованность постановления были проверены судьей вышестоящего суда, который признал правомерным оспариваемый судебный акт и отказал ИП Дороженко Е.В. в удовлетворении жалобы.
Указанные выводы судей надлежащим образом мотивированы в состоявшихся по делу судебных актах.
Вместе с тем доводы жалобы о чрезмерной суровости назначенного ИП Дороженко Е.В. наказания заслуживают внимания.
Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют, что назначенное ИП Дороженко Е.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, характеру производственной деятельности, что может повлечь избыточное ограничение его прав.
Признание ИП Дороженко Е.В. факта совершения административного правонарушения, отсутствие данных о привлечении ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, свидетельствуют о наличии оснований для применения частей 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и снижения размера назначенного ИП Дороженко Е.В. наказания до 125 000 рублей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление судьи Усинского городского суда от 23 марта 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 10 мая 2017 года подлежат изменению путем снижения размера назначенного ИП Дороженко Е.В. административного штрафа.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Усинского городского суда от 23 марта 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 10 мая 2017 года, вынесенные в отношении ИП Дороженко Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: размер назначенного ИП Дороженко Е.В. административного штрафа снизить до 125 000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Коми А.В. Юдин