О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 января 2023 года г.Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД № 63RS0030-01-2022-004650-55 (производство 2а-268/2023 (2а-2793/2022) по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Сагирову Р.Р о взыскании недоимки по налогу на доходы физически лиц и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась с настоящим административным иском о взыскании с Сагирова Р.Р. налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.128 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2019г. в размере 40950000руб., пеня в размере 5412225 руб., начисленная за период с 16.07.2020г. по 31.03.2022г. по налоговому требованию №37371 от 04.07.2022г.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Сагировым Р.Р. в Межрайоную ИФНС России №15 по Самарской области представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 НДФЛ за 2019г.
В установленный ст.70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес ответчика требование об уплате налога №37371 от 04.07.2022г., предложив добровольно погасить недоимку до 18.08.2022г.
На основании письма ФНС России от 07.09.2021гг. №КЧ-4-8/12644@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021г. №01-04/230 с 01.03.2022г. функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области.
В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области, утверждённым приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021г. №01-04/237, Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности.
Ввиду неисполнения Сагировым Р.Р. вышеуказанного требования 23.08.2022г. Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени по требованиям за период 2019 на общую сумму 46362 225 руб.
Мировым судьей судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 24.08.2022 г. был вынесен судебный приказ № 2а-1698/2022 о взыскании с Сагирова Р.Р. указанной выше задолженности по налогу и пени, который определением от 02.11.2022 г. отменен на основании поступивших от должника возражений.
После отмены судебного приказа 11.11.2022 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика не исполненной задолженности по налогам и по пени.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца.
Административный ответчик Сагиров Р.Р. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно, от финансового управляющего административного ответчика – Харитоновой Л.А. поступило уведомление о признании Сагирова Р.Р. решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2022г. несостоятельным (банкротом).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон о банкротстве) обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 5 Закона о банкротстве).
Согласно п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Применительно к налогу на имущество физических лиц за 2019 год таким днем является 31 декабря 2019 года.
Судом установлено, что 11.11.2022 Арбитражным судом Самарской области на основании поданного 05.10.2022г. Сагировым Р.Р. заявления возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) должника.
В рамках дела № А55-29988/2022 Арбитражным судом Самарской области 08.12.2022г. вынесено решение о признании Сагирова Р.Р. банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев.
Данное обстоятельство является юридически значимым по настоящему делу, поскольку денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа могут быть заявлены только в рамках Закона о банкротстве.
Следовательно, все административные иски о взыскании с должника обязательных платежей, за исключением текущих платежей, поданные на день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ч.2 ст. ст. 196 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Сагирову Р.Р о взыскании недоимки по налогу на доходы физически лиц и пени за 2019г. – оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 15 дней со дня его принятия через Комсомольский районный суд г.Тольятти.
Судья Томилова М.И.