Дело № 2- 391 /2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2014 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Полыгалова В.С.,
при секретаре К.,
с участием истца Ш., представителя ответчика - ведущего специалиста - эксперта (юрисконсульта) УПФ РФ (ГУ) в Осинском районе Пермского края Г., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по иску
Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение), НО «НПФ «<данные изъяты>» о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
у с т а н о в и л :
Ш. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Осинском районе Пермского края и НО «НПФ «<данные изъяты>», в котором просила восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Н., указывая, что 03 февраля 2007 года умер её, заявительницы, супруг Н., которым уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Она, Ш., является правопреемником Н. по закону, так как Н. являлся её мужем.
Шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за выплатой средств пенсионных накоплений, пропущен ею, Ш. по уважительной причине, в связи с незнанием закона, дающего право на получение накопительной части трудовой пенсии правопреемникам умершего застрахованного лица.
В судебном заседании истец Ш. на удовлетворении своего требования настаивала по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд ранее не обращалась, так как не знала об этом. Узнала об указанном праве в августе 2013 г., хотела подать заявление в суд, не смогла этого сделать, так как уехала жить в <адрес>. Потом в апреле 2014 г. вернулась в <адрес> и решила написать заявление вновь.
Представитель ответчика - УПФ РФ в Осинском районе Пермского края Г. полагает, что срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица не может быть восстановлен, поскольку Ш. пропустила шестимесячный срок для обращения в пенсионный фонд без уважительных причин. В УПФ России в Осинском района в коридоре имеются информационные стенды, на которых размешена различная информация связанная с работой УПФ, в том числе и о порядке осуществления выплат средств пенсионных накоплений. Указанная информация публикуется также УПФ России в Осинском районе в местных средствах массовой информации каждые полгода, а именно в местной газете.
Также представитель ответчика предоставила суду письменные возражения на иск, в которых указано, что в соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 данного Федерального закона.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 названного Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111 -ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии
обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица (абз. 1 ч. 3 ст. 38 Федерального закона N111 -ФЗ от 24 июля 2002 г.).
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым этого пункта (абзац второй ч. 3 ст. 38 Федерального закона N111 -ФЗ от 24 июля 2002 г.).
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Понятие уважительности причин не сформулировано законодателем, в каждом конкретном случае этот вопрос решается судом индивидуально.
Правоприменительная практика к числу уважительности причин относит болезнь истца, нахождение в командировке, необходимость осуществления ухода за тяжелобольным членом семьи и прочее, данный перечень не является исчерпывающим.
Вместе с тем истица указывает причину пропуска шестимесячного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего супруга - незнание закона. Считают, что указанная истицей причина не носит уважительный характер, не является исключительной и связанной с ее личностью.
Кроме того, согласно ст. 196 ГК РФ на момент предъявления иска прошло более трех лет с момента смерти супруга, считают, что истицей пропущен срок исковой давности. В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного, просят в удовлетворении исковых требований о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Н. отказать в полном объеме.
Представитель ответчика НО «НПФ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах не явки в судебное заседание не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало. В суд от представителя ответчика НО «НПФ «<данные изъяты>» 25.04.2014 г. поступил письменный отзыв на исковое заявление Ш., в котором ответчик указывает, что не возражает против заявленных Ш. требований, а именно не против восстановления срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
Выслушав истца Ш., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Ш. удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 12 ст. 9 и п. 6 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае наступления смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке.
Положениями п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111 - ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определено, что выплата накопительной части трудовой пенсии по старости правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. В соответствии с данной нормой, срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего установленный шестимесячный срок.
Согласно п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741, также предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока для обращения с заявлением в судебном порядке.
Судом установлено, что за Н. уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявитель является правопреемником Н. по закону, поскольку Н. являлся её супругом.
Данные обстоятельства представителем УПФ РФ в Осинском районе в судебном заседании не оспаривались.
Н. умер 03 февраля 2007 года. С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного Н. истица обратилась спустя более семи лет после смерти Н., с пропуском установленного законом шестимесячного срока. По утверждению Ш. срок она пропустила по причине незнания ею законодательства.
Между тем, указанные доводы Ш. о незнании ею закона и своего права на получение средств пенсионных накоплений после смерти застрахованного лица, не может являться уважительной причиной пропуска срока обращения,
Понятие уважительности причин не сформулировано в кодифицированных процессуальных законах, а соответственно, в каждом конкретном случае этот вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Правоприменительная практика к числу уважительных причин относит болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольным членом семьи. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 295 -О-О примерный перечень обстоятельств, препятствующие своевременно обратиться в суд, не является исчерпывающим. Разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для конкретного гражданина.
Судом установлено, что истица проживала совместно с мужем, знала о том, что он работает официально, за мужа уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы для всеобщего сведения в официальном источнике, так как в противном случае они не подлежат применению.
И поскольку нормативные акты подлежат официальному опубликованию, то довод истицы о незнании закона, как доказательство уважительности причины пропуска срока, судом не может быть расценен.
Средства массовой информации общедоступны, истица имела неоднократную возможность ознакомиться с законодательством, касающимся выплаты средств пенсионных накоплений, и в установленный срок обратиться с заявлением о выплате указанных средств.
Таким образом, то обстоятельство, что Ш. не знала закона и своего права на получение средств пенсионных накоплений после смерти застрахованного лица, судом не признается уважительной причиной, по которой Ш. пропустила срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Н., поскольку истица в случае возникновения необходимости в специальных познаниях, имела свободный доступ к ознакомлению с нормативными актами.
Суд считает, что у Ш. была возможность в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти мужа Н. подать заявление о выплате ей средств пенсионных накоплений.
На стендах в помещении Управления пенсионного фонда опубликована информация, в том числе о возможности получения наследниками умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений. Данное обстоятельство истицей не опровергнуто.
Учитывая изложенное, Ш. имела возможность как получение консультации в Управлении Пенсионного фонда по указанному вопросу, так и получения данной информации путем личного прочтения на стендах, а также через средства массовой информации.
И поскольку доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска Ш. срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, либо о том, что истице были созданы препятствия для обращения в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Осинском районе Пермского края в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти застрахованного лица с соответствующим заявлением, не имеется, при таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Ш. необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Ш. в удовлетворении требования о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, оставшихся после смерти застрахованного лица - мужа Н., умершего 03 февраля 2007 года, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца.
Судья - В.С. Полыгалов