12 – 88/20
Р Е Ш Е Н И Е
16 июня 2020 года город Ижевск
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Дмитрошкин А.Н., при секретаре Хальдеевой О.А., с участием: представителя Общества с ограниченной ответственностью «Ижевский завод изоляции» Темнышева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица ООО «Ижевский завод изоляции» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в УР Т.С.Х. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Ижевский завод изоляции» (далее Общество) привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласивший с данным постановлением Общество обратилось с жалобой в суд, мотивировав тем, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, предприятие имеет социальную значимость. С учетом текущей экономической ситуации выплата штрафа может оказать негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Назначенное наказание не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, просит применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ с назначением штрафа в сумме 55 000 рублей.
Представитель Общества Темнышев А.В., действующий на основании доверенности, доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Главный гос. инспектор труда ГИТ в УР Т.С.Х. действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав мнения явившихся сторон, исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Частью первой статьи 212 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с требованиями ст.213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2002г. № «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности»: п.1 Настоящие Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее именуется - Перечень); п.3 Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В соответствии с требованиями Постановления Совета Министров - правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическое освидетельствование проходят работники, труд которых связан с работой на высоте, с работой на токарных, фрезерных и других станках, штамповочных прессах, все виды трудовой деятельности, связанные с воздействием интенсивного производственного шума, а также со значительным напряжением слухового анализатора от 81 дБ и выше, работы связанные с промышленными аэрозолями, физическими перегрузками, работы на высоте и др.
В силу ст.76 ТК РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из материалов дела следует, что Общество действуют на основании Устава, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников Общества № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения заместителя руководителя ГИТ в УР от ДД.ММ.ГГГГ. № была проведена плановая, выездная проверка юридического лица ООО «Ижевский завод изоляции». Проверка проводилась в рамках государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проверки 10 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов, а именно: ст.ст. 76, 212, 213, ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 23.09.2002г. № «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности», Постановление Совета Министров - правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В нарушение указанных требований были допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работники:
А.В.Н. - стропальщик (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительное соглашение № б/н к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. - переведен на должность бригадира погрузочно-разгрузочных работ»).
Д.Д.Н. - стропальщик (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ).
Х.А.С. - оператор линии внутреннего покрытия (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ.)
К.В.Н. - машинист крана (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ.).
Ш.А.А. - оператор линии внутреннего покрытия (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ.).
Ш.А.В. - стропальщик (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ. дополнительное соглашение № б/н к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. переведен на должность оператора линии внутреннего покрытия)
Б.К.Ю. - стропальщик (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительное соглашение № б/н к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ. - перевод на должность машиниста крана).
Ч.И.А. - тракторист (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ., дата начала работы: ДД.ММ.ГГГГ.)
Документов, подтверждающих отстранение А.В.Н., Д.Д.Н., Х.А.С., К.В.Н., Ш.А.А., Ш.А.В., Б.К.Ю., Ч.И.А. представлено не было.
Психиатрическое освидетельствование пройдено вышеуказанными работниками ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), Д.Д.Н. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), Х.А.С. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), К.В.Н. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), Ш.А.А. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), Ш.А.В. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), Б.К.Ю. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.), Ч.И.А. - ДД.ММ.ГГГГ. (Решение врачебной психиатрической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Факт совершения данного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу Х.А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу Ш.А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о переводе Ш.А.А. на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу А.В.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора №-И от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с А.В.Н. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о переводе на другую работу А.В.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о переводе работников на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу Ш.А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с Ш.А.В. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о переводе работников на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о переводе работников на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу Б.К.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о переводе Булдакова на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу Ч.И.А. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с Ч.И.А. и дополнительного соглашения от №.; копией приказа о приеме на работу Д.Д.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с Д.Д.Н. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.; копией приказа о приеме на работу К.В.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ.; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с К.В.Н. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.; копией должностной инструкции машиниста крана; копией должностной инструкции оператора линии внутреннего покрытия; копией должностной инструкции стропальщика; копией должностной инструкции тракториста; копией должностной инструкции бригадира погрузочно-разгрузочных работ; копиями табелей учета рабочего времени и другими материалами дела, допустимость и достоверность которых у суда сомнений не вызывает.
В рассматриваемом случае Общество обоснованно признано виновным в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а именно за допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического обследования.
При назначении наказания административный орган исходил из того, что Обществом допущено нарушение требований нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Следовательно, Общество в силу своего положения как работодателя должно было и могло предпринять все необходимые меры по недопущению нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вина выражается в том, что оно не предприняло всех мер и допустило нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в то время как имело реальную возможность по их соблюдению, однако, не предприняло действий по предупреждению выявленных нарушений, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Суд полагает, что в судебном заседании совокупностью доказательств, отвечающих требованиям допустимости, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно за допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического обследования – нашла свое подтверждение.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поэтому действующее законодательство не исключает возможность применения положений о малозначительности административного правонарушения и освобождения от административной ответственности, к административным правонарушениям, в том числе по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, если фактические обстоятельства дела объективно свидетельствуют о возможности применения ст.2.9 КоАП РФ. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит каких-либо изъятий в зависимости от вида совершенного правонарушения.
Вместе с тем, при решении вопроса о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, необходимо, в том числе учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 15.07.1999г. №-П), согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, совершенное Обществом по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозу охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства, гражданам, а также не наступили иные неблагоприятные последствия. Кроме того, данное нарушение устранено Обществом до его выявления при проведении проверки.
Доказательства о значительной общественной опасности, о размере причиненного кому-либо ущерба, а также тяжести каких-либо наступивших последствий в результате совершенного административного правонарушения отсутствуют.
Суд, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания (отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинение вреда третьим лицам, фактическое устранение правонарушения до составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления), с учетом характера рассматриваемого правонарушения, отсутствия вредных последствий от действий Общества, и отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, что в своей совокупности позволяют суду считать рассматриваемое правонарушение как малозначительное.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным освободить ООО «Ижевский завод изоляции» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.6 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Т.С.Х.. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Обществу с ограниченной ответственностью «Ижевский завод изоляции» за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей, отменить.
Освободить Общество с ограниченной ответственностью «Ижевский завод изоляции» от административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей, и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через районный суд.
Судья: Дмитрошкин А.Н.