63RS0007-01-2020-003613-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» декабря 2020 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
при секретаре Делия И.О.,
с участием:
Жаркова Д.Г., действующего в качестве представителя административного истца Ткаченко И.С.,
Харасова Д.Ю., действующего в качестве представителя административных ответчиков администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений муниципального района Волжский Самарской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2624/2020 по административному иску Ткаченко И. С. к администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко И.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
В иске указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату для эксплуатации ферм земельного участка площадью 36 969 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под нежилыми зданиями с кадастровыми номерами №, находящиеся в его собственности. ДД.ММ.ГГГГ он получил решение об отказе в удовлетворении его заявления, которое обосновано тем, что отсутствуют основания на приобретение земельного участка без проведения торгов. С указанным решением он не согласен. На испрашиваемом земельном участке расположены нежилые здания. В соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области формируемый земельный участок располагается в границах населенного пункта <адрес>, в территориальной зоне Сх2-4. Данная территориальная зона предназначена для размещения объектов используемых для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции. Использование испрашиваемого земельного участка в плане развития сельского поселения Сухая Вязовка не предусмотрено. Помимо площади самих нежилых зданий - ферм, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в соответствии с требованиями действующего законодательства должен быть предоставлен земельный участок необходимый для нормального использования и функционирования, а именно обеспечение беспрепятственного выгона и загона скота, для загрузки кормов, поэтому площадь земельного участка не является чрезмерной для данных целей.
Ссылаясь на изложенное, административный истец Ткаченко И.С. просит суд: признать незаконным отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать административного ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью 36 969 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов.
В судебном заседании Жарков Д.Г., действующий в качестве представителя административного истца Ткаченко И.С., заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений муниципального района Волжский Самарской области» Харасов Д.Ю. возражал против удовлетворения административного иска.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени слушания дела извещена судом надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств суду не представила.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает административный иск Ткаченко И.С. не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам; нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пп. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, без проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко И.С. обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. В данном заявлении Ткаченко И.С. просил предоставить ему в собственность за плату для эксплуатации ферм земельный участок площадью 36 969 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в границах которого расположены принадлежащие ему нежилые здания с кадастровыми номерами №. В пояснительной записке, приложенной к вышеуказанному заявлению, ссылался на то, что ему принадлежат объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, данные строения по своему предназначению являются коровниками и используются им как единый животноводческий комплекс для содержания крупного рогатого скота.
Администрацией муниципального района Волжский Самарской области в лице заместителя руководителя МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», принято решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Ткаченко И.С. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данное решение мотивировано тем, что площадь предоставляемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке ст. 39.20 ЗК РФ должна быть определена исходя из площади, непосредственно занятой объектом недвижимости и площади, необходимой для его использования. В данном случае площадь испрашиваемого земельного участка более чем в 13 раз превышает площадь объектов недвижимости, принадлежащих Ткаченко И.С. на праве собственности и расположенных в границах указанного земельного участка. Документов, подтверждающих правомерность определения площади отчуждаемого земельного участка, к заявлению не приложены, в связи с чем, отсутствуют основания на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Данное решение получено административным истцом Ткаченко И.С. ДД.ММ.ГГГГ.
Также из представленных документов судом установлено, что Ткаченко И.С. на праве собственности принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 825,1 кв.м, с кадастровым номером №, площадью 1 030,7 кв.м, с кадастровым номером № площадью 847,7 кв.м, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, и выписками из ЕГРН.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь испрашиваемого Ткаченко И.С. земельного участка, составляет 36 969 кв.м, в границы данного участка располагаются вышеуказанные нежилые здания: с кадастровым номером №, площадью 825,1 кв.м; с кадастровым номером №; площадью 1 030,7 кв.м, с кадастровым номером №, площадью 847,7 кв.м.
В силу п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок имеет площадь, многократно превышающую площадь, находящихся на нём нежилых строений с кадастровыми номерами №
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок не является ранее учтённым, т.е. он не существовал в качестве участка, необходимого для обслуживания или эксплуатации нежилых строений с кадастровыми номерами №, что, в том числе, подтверждается ответом администрации сельского поселения Сухая Вязовка муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств, что испрашиваемый земельный участок является территорией животноводческой фермы, и, что нежилые строения с кадастровыми номерами №, используются им в качестве коровников.
Ссылка административного истца на заключения кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные заключения не были представлены на рассмотрение администрации при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка за плату без проведения торгов, и, кроме того, данные заключения основаны, в том числе, на положениях ст.ст. 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которые утратили свою силу с 2015 года, и все изложенные в нём выводы касаются особенностей формирования новых земельных участков, т.е. не имеют отношения к положениям ст.ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, административным истцом Ткаченко И.С. также не представлены доказательства невозможности иного формирования испрашиваемого под нежилыми строениями земельного участка (земельных участков), применительно к положениям ст.ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения администрации отсутствуют. Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ткаченко И.С. к администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений муниципального района Волжский Самарской области».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объёме в удовлетворении административного иска Ткаченко И. С. к администрации муниципального района Волжский Самарской области, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, возложении обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Бредихин
В окончательной форме решение изготовлено 30.12.2020 года.