Дело № 3-50/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 мая 2015 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием:
заявителя Д.К.А., паспорт № <данные изъяты> выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – М.М.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Т.Е.В., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики К.С.В,, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.К.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания здания кафе, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей,
установил:
Д.К.А. (далее – заявитель) обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с учетом представленного в судебное заседание уточнения заявленных требований в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований указала на определение рыночной стоимости данного земельного участка в таком размере Агентством оценки «Кром» (отчет об оценке № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков «НП «Межрегиональный союз оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании заявитель Д.К.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») М.М.Н. поддержал доводы письменных пояснений, в которых указано, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания здания кафе». Площадь земельного участка составляет 1 917 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты>. ФГБУ «ФКП Росреестра» не имеет материальной заинтересованности в исходе дела, а также не наделен полномочиями по определению (установлению) кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. поддержала письменные пояснения по делу, в которых указано, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорный земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>. Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики К.С.В, в судебном заседании не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Пояснила, что удовлетворение требований заявителя повлечет уменьшение налогооблагаемой базы, что в свою очередь повлечет уменьшение поступлений в бюджет.
Заинтересованное лицо – Администрация г. Ижевска была своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.
В силу статей 246, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные сторонами доказательства, суд находит требования Д.К.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата, порядок, условия и сроки внесения которой за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (часть 5 статьи 65 ЗК РФ).
С 1 июля 2011 года арендная плата рассчитывается в соответствии с постановлением Администрации г.Ижевска от 13 мая 2011 года №456 «О прядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендных платежей за использование земельных участков на территории муниципального образования «город Ижевск», находящихся в муниципальной собственности.
Одной из составляющих расчета арендной платы за земельные участки является базовая ставка арендной платы за земельный участок, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании установлено, что заявитель является арендатором земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, что подтверждается Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, которое является неотъемлемой частью договора аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Заказчиком по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики являлось Министерство имущественных отношений УР, которое, в силу условий данного контракта, принимало и оплачивало данные работы.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года»
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала <данные изъяты>, равного <данные изъяты>./кв.м., определенного применительно к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (пункт <данные изъяты> приложения <данные изъяты> к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275).
Сведения о вышеназванном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ГКН) ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кадастровой справке, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере <данные изъяты> рублей.
Между тем, действующее законодательство также позволяет установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права заявителя как собственника земельного участка, Д.К.А. обратилась в суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего гражданского дела.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В таком случае сведения о рыночной стоимости земельного участка будут учитываться при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Данные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
В статье 245 ГПК РФ содержится перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, которыми кроме указанных, в том числе являются и иные, отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
В связи с чем, данное гражданское дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в силу пункта 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений – по правилам главы 23 ГПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о ГКН) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о ГКН).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о ГКН сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о ГКН установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
Исходя из положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности и других подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость объекта недвижимости на ту же дату, которая использована оценщиком.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований заявитель, в силу требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, представил в суд отчет Агентство оценки «Кром» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме этого, в соответствии с положительным экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков «НП «Межрегиональный союз оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела суд, в силу статей 56, 57, 79 и 80 ГПК РФ, разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равный <данные изъяты> рублей, установленный в отчёте об оценке №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ участвующие в деле заинтересованные лица не оспаривали.
Учитывая, что со стороны заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендных платежей, в связи с чем считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 246, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Д.К.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, поступившее в Верховный Суд Удмуртской Республики 23 января 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием – <данные изъяты>, расположенного по адресу: УР, <адрес> в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, определенной в соответствии с отчётом № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Агентством оценки «Кром» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 7 мая 2015 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: судья