Судья Бендюк К.К. дело № 33а-25482/2017
Апелляционное определение
17 августа 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шелудько В.В.
судей: Борс Х.З., Малаевой В.Г.,
при секретаре Мозговой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Крыловское» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального образования Ленинградский район Гукалова В.Н. на решение Краснодарского краевого суда от 21 июня 2017 года,
заслушав доклад судьи Борс Х.З., судебная коллегия
установила:
ООО «Крыловское» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 14 041 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> равной его рыночной стоимости в размере 7 801 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> равной его рыночной стоимости в размере 50 496 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> равной его рыночной iмости в размере 7 501 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> расположенного в границах участка, адрес ориентира: Краснодарский край, <...> ОАО «Крыловское» равной его рыночной стоимости в размере 43 415 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 18 804 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 7 529 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> равной его рыночной стоимости в размере 26 712 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец ООО «Крыловское» указал, что является собственником земельных участков, в отношении которых заявлены административные исковые требования. Согласно данным отчета о рыночной стоимости земельных участков от 27 декабря 2016 года № <...>, выполненного по инициативе административного истца ООО «Южной оценочной компанинй «Эксперт», рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером <...>, составляет 14 041 000 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 7 801 000 рублей, с кадастровым номером <...> составляет 50 496 000 рублей, с кадастровым номером <...> составляет 7 501 000 рублей, с кадастровым номером <...> составляет 43 415 000 рублей, с кадастровым номером <...> составляет 18 804 000 рублей, с кадастровым номером <...> составляет 7 529 000 рублей, с кадастровым номером <...> составляет 26 712 000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером <...> составляет 29627251,09 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 16459583,94 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 105325145,23 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 15646255,17 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 90554691,62 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 39220985,05 рублей; с кадастровым номером <...> составляет 15704579,40 рублей; с кадастровым номером <...>:<...> составляет 55715836,51 рублей.
26 января 2017 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю были рассмотрены заявления ООО «Крыловское» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, поскольку установлено отличие рыночной стоимости земельных участков от кадастровой более чем на 30 %.
Кроме того оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том что правила отбора объектов-аналогов для расчета сравнительным подходом методом сравнения продаж в отчете не обоснованы, критерии отбора не очевидны (п.22 «в» ФСО №7); отобранные для расчета объекты- аналоги не являются таковыми по основным ценообразующим факторам: местоположение, площадь (объект-аналог №1 и №2) (п.22 «б» ФСО №7); корректировки выполняются по сборникам коллективных экспертных ценок, проверка значений на соответствие исследуемому рынку не производится. Корректировка на местоположение выполняется экспертным методом - методом ранжирования баллов, значения баллов присвоены необоснованно, отсутствует проверка величины корректировки на соответствие рыночным данным, информация о том, что указанное ранжирование произведено экспертами рынка недвижимости, не подтверждена документально (п.11 и п. 13 ФС© №3); копия объявления о продаже объекта-аналога №1 на стр. 222, 223 отчета содержит информацию о том, что вид разрешенного использования земельного участка - садоводство и огородничество, что отличается от информации указанной оценщиком в расчетах - сельскохозяйственное производство. В том же объявлении указано, что участок представляет собой пай колхоза, соответственно, указанный земельный участок не выделен в натуре и не может являться объектом-аналогом для объекта оценки, тогда как земельные паи стоят существенно дешевле сформированных в натуре земельных участков.
Административный истец не согласился с кадастровой стоимостью, определенной государственным органом, полагая ее завышенной, что привело к необоснованному увеличению размера налоговых платежей, что негативно отражается на хозяйственной деятельности собственника спорных земельных участков и обратился в суд.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 июня 2017 года заявленные требования ООО «Крыловское» удовлетворены в полном объеме. Суд постановил:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1998000 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> поле, на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 22 121 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1110000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 12 290 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 7185500 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 79554 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1067420 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состояншр на 01.01.2015 года, в размере 11 818 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 6177829 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Краснодарский край, <...> ОАО «Крыловское» на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 68 398 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2669566 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 29 624 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1071399 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, на дату определения кадастровой тоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 11 862 000 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3801050 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2015 года, в размере 42 083 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> считать 29 декабря 2016 года.
Кадастровую стоимость в указанном размере установить на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровыми номерами <...>.
С ООО «Крыловское» в пользу ООО «Краснодарский центр Кадастра Оценки и Экспертизы» взыскана оплата за проведение экспертизы в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования Ленинградский район Гукалов В.Н. просит отменить решение суда, как незаконное, и прекратить производство по административному делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что кадастровая стоимость земельных участков была установлена на основании и в соответствии с действующими нормами проведения государственной кадастровой оценки земель. 26 января 2017 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю были рассмотрены заявления ООО «Крыловское» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, поскольку установлено отличие рыночной стоимости земельных участков от кадастровой более чем на 30 %. 26 января 2017 года по данным заявлениям были вынесены решения с учетом требований действующего законодательства. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению земельного налога и, как следствие, существенному уменьшению доходной части муниципального бюджета, что значительно сократит исполнение социальных программ.
Представитель административного истца ООО Крыловское» по доверенности Аверин П.А. в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, поскольку оно законное и обоснованное, в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Административные ответчики - Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ФГБУ ФКП «Федеральная кадастровая палата Краснодарского края», Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования Ленинградский район, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не обеспечили явки своих представителей с надлежащими доверенностями и копиями дипломов о получении высшего юридического образования. Заявлений и ходатайств относительно рассмотрения жалобы Главы администрации муниципального образования Ленинградский район на решение Краснодарского краевого суда от 21 июня 2017 года не представили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, возражениях относительно жалобы.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законам.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закона) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Материалами дела установлено, что ООО «Крыловское» (далее Общество) принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1110000 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> <...>-<...>. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <...> <...>-<...>, Обществу на праве собственности, на основании договора купли-продажи от <...>, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1998000 кв.м, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>. Также Обществу на праве общей долевой принадлежат следующие земельные участки:
- 99633/2669566 доли земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2669566 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> <...>-<...>.
- 15500/1071399 доли земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1071399 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, свидетельство о государственной регистрации права от <...> <...>-<...>.
- 42700/3801050 доли земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 3801050 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, в <...>, свидетельство о государственной регистрации права от <...> <...>-<...>.
- 43100/7202290 доли земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 7185500 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> свидетельство о государственной регистрации права от <...> <...>.
- 43100/1067420 доли земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1067420 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, свидетельство о государственной регистрации права от <...> <...>.
- 43100/6178623 доли земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 6177829 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> расположенного в границах участка, адрес ориентира: Краснодарский край, Ленинградский район ОАО «Крыловское», свидетельство о государственной регистрации права от <...> <...>.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, административный истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Закона следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 закона.
На основании положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
При таких обстоятельствах, административный истец вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.
Статьей 24.19 Закона установлен порядок определения кадастровой стоимости и рассмотрении споров о результатах ее определения.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 года.
Закон не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, при этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В силу положений статьи 24.18 Закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков является 1 января 2015 года.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть восстановлены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании положений статьи 24.20 Закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу части 1 статьи 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Доказательством по делу об установлении рыночной стоимости земельного участка равной кадастровой является отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости независимого оценщика, выполненный в соответствии с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (абзац 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
Заявителем в суд представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемых земельных участков, выполненный 27 декабря 2016 года оценщиком ООО «Южная оценочная компания «Эксперт», в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером <...>, составляет 14 041 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 7 801 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 50 496 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 7 501 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 43 415 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 18 804 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 7 529 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 26 712 000 рублей.
На основании статей 135, 143 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судья определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию, истребует доказательства, назначает в случае необходимости экспертизу и т.д., совершает иные процессуальные действия, предусмотренные КАС РФ в целях полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения всех обстоятельств по делу.
Заключением судебного эксперта <...> от 05 июня 2017 года установлено следующее:
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1998000 кв.м, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 22 121 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1110000 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 12 290 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 7185500 кв.м, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу : Краснодарский край, <...>, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 79 554 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1067420 кв.м, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу : Краснодарский край, <...>, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года, составляет 11818000рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 6177829 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> расположенного в границах участка, адрес ориентира: Краснодарский край, <...> ОАО «Крыловское» на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 68 398 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2675737 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу : Краснодарский край, <...> па дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 29 624 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1071399 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 11 862 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 3801050 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 42 083 000 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», экспертиза проводилась экспертом оценщиком с высшим специальным образованием, имеющим опыт оценочной деятельности более десяти лет, который подтвердил соответствующую квалификацию путем прохождения обучения по профессиональной подготовке, в связи с чем оснований для сомнений в его компетентности по исследованию поставленных вопросов ни у суда первой инстанции ни у судебной коллегии не имеется.
На основе анализа и оценки представленных доказательств, в том числе и заключения экспертизы, судебная коллегия полагает права истца нарушенными и подлежащими их восстановлению путем определения кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости согласно заключению эксперта, а не по отчету об оценке рыночной стоимости, представленному истцом в подтверждение своих требований.
В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты, не представлено доказательств, в силу которых заключение судебного эксперта может быть подвергнуто критической оценке либо сомнению.
Таким образом, судебная коллегия приходит к аналогичному выводу о том, что определенная экспертом рыночная стоимость земельных участков является достоверной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований в соответствии с результатами судебной экспертизы, которая верно положена в основу решения суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года № 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного суда РФ № 1555-0 от 03.07.2014 года).
Доводы жалобы Главы администрации муниципального образования Ленинградский район не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат действующему законодательству, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307 – 311, КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснодарского краевого суда от 21 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: