Дело №5-3966/2022
73RS0004-01-2022-006263-30
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Ульяновск 08 июля 2022 года
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Высоцкая А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каюмовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Костюнина Виктора Васильевича, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ около 11 час. 14 мин. Костюнин В.В., находясь в прогулочном дворе № 4 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в присутствии представителей администрации исправительного учреждения ФИО4, ФИО5, ФИО6 и осужденных ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, публично демонстрировал нанесенные на его тело посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента перманентные рисунки (татуировки) в виде двух восьмиконечных звезд. Данная символика (восьмиконечная звезда, лучи которой рассечены на заретушированную и светлую стороны) носит экстремистский характер, поскольку является символикой запрещенной в Российской Федерации экстремисткой организации «Арестантское уголовное единство». Тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ - публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, в связи с чем, заместителем Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области младшим советником юстиции Калинкиным Н.Г. 30.06.2022 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, направленное на рассмотрение по существу в Заволжский районный суд г.Ульяновска.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Костюнин В.В., в судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, свою вину во вменяемом правонарушении не признал, пояснив, что на прогулке 31.05.2022 он, наряду с другими осужденными снял свою футболку с целью позагорать, так как было жарко и солнечно, однако после того, как ему сотрудником учреждения было сделано замечание с указанием на то, что он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.282 УК РФ из-за демонстрации нанесенных на его теле татуировок, он сразу надел футболку. Намерения продемонстрировать имеющиеся татуировки в виде двух восьмиконечных звезд перед другими осужденными у него не было, данные татуировки нанесены им на тело 17 лет назад при отбывании наказания в исправительном учреждении ввиду социальной незрелости, значение данных татуировок ему известно, знает, что демонстрация данной символики запрещена в РФ, хотел бы избавиться от данных татуировок, но в силу нахождения в месте лишения свободы это сделать невозможно. Изображение данных татуировок на его теле другие осужденные также видят во время совершения им гигиенических процедур ежедневно.
Выслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, которым, в том числе на суд возлагается обязанность исследовать все доказательства по делу, в том числе представленные дополнительно, дать им свою оценку, установить фактические обстоятельства дела и произвести юридическую оценку деяния.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается, в том числе публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Символика экстремистской организации – символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
В ст. 12 Закона о противодействии экстремистской деятельности установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации (ст. 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности).
Исходя из положений п.п. 1, 2, 7 и 8 Порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», утвержденного приказом Минюста России от 12 февраля 2021 г. № 18, перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности размещается на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.minjust.gov.ru).
Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) включено в Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности под № 78 (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2020 г. и дополнительное решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2020 г.) (дата размещения сведений на официальном интернет-сайте Минюста России (https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822) – 29 октября 2020 г.).
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения образовывают пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами. Форма вины данного состава правонарушения умышленная.
Как следует из представленных материалов, в ходе проведенной Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в области противодействия экстремистской деятельности проверки соблюдения требований Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по адресу: г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д. 36, установлено, что 31.05.2022 около 11 час. 14 мин. ФИО1, находясь в прогулочном дворе № 4 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в присутствии представителей администрации исправительного учреждения ФИО4, ФИО5, ФИО6 и осужденных ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, публично демонстрировал нанесенные на его тело посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента перманентные рисунки (татуировки) в виде двух восьмиконечных звезд.
В качестве доказательств вменяемого Костюнину В.В. правонарушения в материалы дела представлены:
- рапорты сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области ФИО4, ФИО5, ФИО6, из которых следует, что 31.05.2022 во время прогулки ШИЗО в прогулочном дворе №4 был выявлен факт публичной демонстрации осужденным Костюниным В.В. перед осужденными ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО13, ФИО11, пергаментных рисунков (татуировок) в виде 2 восьмиконечных звезд на ключицах, посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента;
- объяснения сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области ФИО14, ФИО4, ФИО5, ФИО6;
- рапорты старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области ФИО15, дежурного помощника начальника колонии ФИО4 о том, что в ходе анализа видеозаписей с переносимых видео-регистраторов был выявлен факт публичной демонстрации Костюниным В.В. пергаментных рисунков (татуировок) в виде 2 восьмиконечных звезд на ключицах, посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента, в связи с чем, в действиях указанного осужденного усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.3 КоАП РФ;
- акт наблюдения от 01.06.2022;
- видеозапись на CD-диске;
-фотоматериалы;
- объяснения Костюнина В.В. от 17.06.2022, в котором он указал, что татуировки виде 2-х восьмиконечных звезд им были нанесены на тело примерно в 2005-2006 г. во время отбывания наказания за совершение преступления, совершенного в несовершеннолетнем возрасте. Данные символы являются символикой международного движения «арестантское уголовное единство», которое в РФ запрещен. Татуировки им нанесены на тело в связи с тем, что он живет по «воровским традициям», отрицательно относится к требованиям содержания в ИК;
- объяснения Костюнина В.В. от 30.06.2022, в котором он указал, что хочет свести данные татуировки – звезды на плечах, так как они ему не нужны, воровской образ жизни он не поддерживает, значение татуировок ему известно, он их не демонстрирует. 31.05.2022 во время прогулки на улице было очень жарко, солнечно, он решил позагорать и снял одежду до пояса. О том, что он демонстрирует символику «А.У.Е» своим видом, он не думал и не задумывался над этим. После того, как ему было сделано замечание сотрудником учреждения, он сразу надел футболку, во время прогулке с ним находилось еще несколько осужденных;
- заключение семантического исследования эксперта ФИО16;
- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2022.
В силу ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оценивая приведенные доказательства, прихожу к следующему.
Письменные объяснения сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области ФИО14, ФИО4, ФИО5, ФИО6, допрошенных по правилам допроса свидетелей, нельзя признать допустимыми доказательствами, так как при их получении указанные лица не предупреждались об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ.
Как следует из представленных материалов, Костюнину В.В. при отбирании у него письменных объяснений 17.06.2022 и 30.06.2022, при вручении ему копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2022, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, не разъяснялись. Изложенное свидетельствует о том, что Костюнин В.В. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
Заключение семантического исследования эксперта ФИО16 также не может быть признано допустимым доказательством по делу.
Так, в соответствии с ч. 4 ст.26.4 КоАП РФ, до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Доказательств исполнения данных требований закона в материалы дела не представлено.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Таким образом, письменные объяснения сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области ФИО14, ФИО4, ФИО5, ФИО6, письменные объяснения Костюнина В.В. от 17.06.2022, от 30.06.2022, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2022, заключение семантического исследования эксперта ФИО16, - следует признать недопустимыми доказательствами, полученными с существенными нарушением требований закона, что влечет невозможность их использования в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Костюнина В.В., привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
Видеозапись и фотоматериалы, имеющиеся в материалах дела, представленные в качестве фиксации факта совершения Костюниным В.В. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, равно как и акт наблюдения от 01.06.2022, рапорты сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, - не являются достаточными доказательствами, подтверждающими наличие в действиях Костюнина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
С учетом пояснений, данных Костюниным В.В. в судебном заседании, находясь на прогулке 31.05.2022 у него не было намерения публично демонстрировать нанесенные на его тело татуировки в виде двух восьмиконечных звезд, снял футболку по причине жаркой погоды с целью «позагорать», после замечания сотрудника учреждения он сразу надел футболку.
Таким образом, факт публичной демонстрации Костюниным В.В. нанесенной на его тело в области ключиц татуировки в виде двух восьмиконечных звезд, являющейся символикой запрещенной в Российской Федерации экстремисткой организации «Арестантское уголовное единство», собранными по делу доказательствами объективно не подтверждается. Сведений о том, что последний с целевой направленностью демонстрировал символику экстремистской организации, запрещенной в РФ, сотрудникам исправительного учреждения и другим осужденным, в деле не имеется, в этой связи, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
Доказательств обратному, а также доказательств тому, что администрацией исправительного учреждения предпринимались какие-либо меры для исключения возможной демонстрации Костюниным В.В. татуировок и он отказался от этих мер, материалы дела не содержат.
Сам по себе факт обнаружения у Костюнина В.В. татуировки с изображением символики экстремистской организации, запрещенной в РФ, не свидетельствует о том, что данным лицом осуществлялось публичное демонстрирование данной символики.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 июля 2013 года N 1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной, в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
С учетом данного правового подхода, который может быть применен в рассматриваемом деле, прихожу к выводу о недоказанности в действиях Костюнина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, в действиях Костюнина В.В.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л А:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, в отношении Костюнина Виктора Васильевича прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Высоцкая