Судья Микитюк О.А. Дело № 33-4604/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2018 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи |
Рогозина К.В. |
Судей |
Рошка М.В., Подлесной И.А., |
при секретаре |
Сухачевой А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рогозина К.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 марта 2018 года по иску заместителя прокурора г. Феодосии, действующего в интересах Куликова Сергея Алексеевича к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛА:
15.02.2018 года заместитель прокурора обратился в суд с указанным иском в защиту интересов Куликова С.А. к ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым и просил признать неправомерным отказ ответчика в оплате компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложить на ответчика обязанность выплатить указанную компенсацию.
В обоснование доводов иска прокурор сослался на то, что Куликов С.А. является неработающим пенсионером в силу своего возраста. До 2017 года он проживал и работал в городе <адрес>, который относится к районам Крайнего Севера, после чего переехал на постоянное место жительства в Республику Крым и стал проживать в <адрес>. Данный факт подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в Республике Крым. В связи с переездом к новому месту жительства, им были понесены соответствующие расходы, подлежащие компенсации, размер которых определен стороной истца в сумме 59 025,86 рублей.
По результатам прокурорской проверки по обращению Куликова С.А. установлено, что в ответ на его обращение в адрес ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым в выплате вышеуказанной компенсации отказано в полном объеме.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 марта 2018 года исковые требования удовлетворены.
За Куликовым С.А. признано право на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решение ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.
На ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность выплатить Куликову С.А. компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера в сумме 59 025,86 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, представитель ответчика – ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляются в соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 года № 1351. Указанные Правила определяют порядок подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера, в котором находится выплатное (пенсионное) дело. Предоставление необходимых документов, в данном случае, обязанность пенсионера и членов его семьи, соответственно. В ходе рассмотрения заявления была выявлена неполнота данных, а именно, не предоставлена справка о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Анапа – Феодосия, что свидетельствует о не соблюдении заявителем законодательно установленного порядка обращения в Управление с заявлением о компенсации и приложением соответствующих документов.
На поданную апелляционную жалобу прокурором принесены письменные возражения, суть которых сводится к утверждению о правильности принятого судом первой инстанции решения и необоснованности доводов апеллянта.
Заслушав судью-докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования (статья 45 ГПК РФ).
При апелляционном пересмотре установлено, что Куликов С.А. относится к категории лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на которых распространено действие Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В 2017 году Куликов С.А. выехал из <адрес> на новое место жительства в <адрес> Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по постоянному месту жительства в <адрес>.
На момент переезда истец в трудовых отношениях не состоял. Компенсация расходов на переезд истцу не выплачивалась.
Расходы на переезд Куликовым С.А. подтверждены письменными доказательствами, которые так же были представлены ответчику, представляющие собой электронный авиабилет по маршруту <адрес> стоимостью 26 485 рублей, справку о стоимости проезда от станции <адрес> до станции <адрес> стоимостью 6 150 рублей, договор об оказании транспортных услуг по перевозке багажа, заявку, акт выполненных работ, товарно-транспортную накладную, квитанцию на оплату услуг по вышеуказанному договору на сумму 35 000 рублей, сведения о стоимости перевозки багажа от станции <адрес> до станции <адрес> Крымской ЖД в сумме 32 540,86 рублей, справку о стоимости проезда по маршруту <адрес> в сумме 176 рублей, справку об отсутствии прямого железнодорожного сообщения между городом <адрес> и городом Феодосия Республики Крым в соответствии со сводным графиком движения поездов на 2017-2018 годы.
Надлежащих и допустимых доказательств в опровержение достоверности приобщённых истцом документов, в части оплаченной перевозки багажа, ответчиком не предоставлено.
На основании заявления Куликова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в выплате последнему компенсации расходов связанных с переездом.
При принятии ответчиком решения было указано на отсутствие сведений о стоимости проезда железнодорожным транспортом между городом <адрес> и городом <адрес> Республики Крым.
В последующем, ГУ-ОПФ РФ по РК ДД.ММ.ГГГГ, направило в адрес Куликова С.А. сообщение, из которого следует, что решение об отказе в компенсации расходов от ДД.ММ.ГГГГ следует считать обоснованным.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции руководствовался нормами Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановлением Правительства Российской Федерации 11 декабря 2014 года N 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей».
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 35 вышеуказанного закона лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа. Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом, в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
Заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства, в котором находится его выплатное (пенсионное) дело.
Выплата компенсации производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о выплате пенсионеру компенсации путем перечисления денежных средств на счет пенсионера в кредитной организации, указанный им в заявлении о компенсации.
При этом, согласно пп. «а» п.3 Постановления Правительства РФ № 1351 от 11.12.2014 года компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении.
Согласно п.п «в» п.14 Постановления Правительства РФ № 1351 от 11.12.2014 года территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера возвращает заявителю без регистрации заявление о компенсации и представленные документы (копии документов) в порядке, в котором они были поданы пенсионером или его представителем, в том числе при несоответствии представленных документов (копий документов) требованиям комплектности, направляет пенсионеру (его представителю) заявление о компенсации и представленные им документы по почте в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за днем их поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта их направления, и одновременно направляет письменное уведомление о причинах отказа в приеме заявления и документов (копий документов).
После принятия пакета документов для осуществления выплаты, территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации рассматривает зарегистрированные заявление о компенсации и документы (копии документов) и в срок, не превышающий 30 календарных дней, следующих за днем регистрации, принимает решение: о выплате пенсионеру компенсации; об отказе в выплате компенсации с указанием причин отказа.
Основания к отказу в выплате компенсации предусмотрены пунктом 15 вышеупомянутого Постановления правительства РФ и в исчерпывающем виде сформулированы следующим образом:
а) несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям настоящих Правил, выявленное при их рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации;
б) оплата стоимости проезда и провоза багажа пенсионеру и членам семьи пенсионера, произведенная за счет средств работодателя по последнему месту работы пенсионера в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, либо за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случае переезда к новому месту жительства в указанный в заявлении о компенсации срок, определенный датами выезда и приезда;
в) произведенная ранее оплата стоимости проезда и провоза багажа пенсионеру и членам семьи пенсионера территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (в том числе на основании судебных решений).
Таким образом, правовой анализ вышеуказанных положений закона в совокупности с материалами гражданского дела, позволяет прийти к выводу о том, что суд первой инстанции дал правильную юридическую оценку установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам дела установив, что обязательство по выплате истцу расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, при отсутствии прямого железнодорожного пассажирского сообщения между <адрес> и <адрес> должно быть возложено на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Республики Крым. Вместе с тем, при определении размера взыскиваемой суммы, судом не было учтено следующее.
Так, согласно действующим Правилам, компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера. При этом, размер указанных расходов не должен превышать стоимости проезда по кратчайшему маршруту либо по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий. Так же в размер указанных расходов может быть включена стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) только при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении.
Материалами настоящего гражданского дела установлено, что от <адрес> до <адрес> возможно добраться путем совмещения передвижения как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. При этом, стоимость такого переезда составит: 8 387 руб. по маршруту «<адрес>» в купейном вагоне, 5 216 руб. по маршруту «<адрес>» в купейном вагоне, 1 224,50 руб. по маршруту «<адрес>» на рейсовом автомобильном транспорте общего пользования. Общая стоимость услуг проезда по такому маршруту составляла на февраль 2017 года – 14 827,50 рублей.
Учитывая, что общая стоимость такого проезда не превышает стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов), у суда отсутствовали основания для взыскания расходов на переезд, в испрашиваемом заявителем размере, без исследования иных доказательств и возражений ответчика, по указанному вопросу.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части определения размера взыскиваемой с ответчика суммы, представляющей собой компенсацию стоимости переезда из района Крайнего Севера, путем её уменьшения до 47 368,36 рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы остальных выводов суда не опровергают.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 марта 2018 года изменить, уменьшив сумму подлежащую взысканию с ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым в пользу Куликова Сергея Алексеевича до 47 368,36 рублей.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий судья: Рогозин К.В.
Судьи: Рошка М.В.
Подлесная И.А.