Дело № 2-585/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2013 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.,
при секретаре Потаниной Ю.С.,
с участием представителя истца Бобнихова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ткачук Н.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Ткачук Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в котором просит признать за ней в порядке приватизации право собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 51,4 кв. м, расположенную по адресу: ....
В обоснование заявленного требования указано, что истец, проходя военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ по контракту, получила от Министерства Обороны РФ на основании ФЗ «О статусе военнослужащих» квартиру по адресу: .... Указанная квартира была передана по договору социального найма № 161 от 17.12.2010, заключенному между наймодателем ФГУ «Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ Сибирского военного округа (далее по тексту - ФГУ «Кемеровская КЭЧ района» Минобороны России) и нанимателем Ткачук Н.А. Квартира была получена на Ткачук Н.А., ее мужа В.Н., сына С.Ю. На основании этого договора они были зарегистрированы в переданной квартире и осуществляли платежи, связанные с получением коммунальных и других услуг. Общая выслуга лет в Вооруженных Силах РФ истца составляет более 26 лет, которая уволена из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании Приказа Министра обороны РФ №1871 от 17.12.2010 ФГУ «Кемеровская КЭЧ района» Минобороны России была реорганизована путем присоединения к ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» г. Чита (далее по тексту - ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России). Как самостоятельное юридическое лицо ФГУ «Кемеровская КЭЧ района» Минобороны России было ликвидировано. Все недвижимое имущество данного государственного учреждения передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Квартира принадлежит Российской Федерации, находится в оперативном управлении структурного подразделения Минобороны России - правообладателе ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. На запрос истца о передаче квартиры в собственность в ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, Департамент жилищных отношений Минобороны России ответа не получено, что нарушает право истца на бесплатную приватизацию квартиры. Истец проходила службу по контракту в войсковых частях 40888 (с. Пантелемоновка Приморского края), 93284 (п. Партизан Приморского края), ранее в приватизации не участвовала. Муж истца В.Н., сын С.Ю. отказались участвовать в приватизации.
В судебное заседание истец Ткачук Н.А. не явилась, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным.
Представитель истца Ткачук Н.А.. - Бобнихов А.И., действующий на основании доверенности от 08.02.2013, выданной сроком на один год, в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, подтверждением чему служат телеграммы, также в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах на основании положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч.1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 2 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено в судебном заседании, Ткачук (Вакуленко) Н.А. проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту в войсковой части 40888 (с. Пантелемоновка Лесозаводского района Приморского края), 93284 (п. Партизан Приморского края), по состоянию на 27.05.2010 ее выслуга лет в ВС РФ составляет 26 лет 10 месяцев в календарном исчислении, 39 лет 7 месяцев, с которой она 27.05.2010 была уволена в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что подтверждается выписками из приказа командира войсковой части 29506 по личному составу № 15-ПМ от 27.05.2010, из послужного списка старшего прапорщика Ткачук (Вакуленко) Н.А., из приказа командира войсковой части 93284 № 225 от 31.12.2010.
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 3 заключенного 17.12.2010 между ФГУ «Кемеровская КЭЧ района» Минобороны России (наймодателем) и Ткачук Н.А. (нанимателем) договора № 161 социального найма жилого помещения от 07.11.2009 № 12 наймодатель передал нанимателю и членам его семьи (В.Н., С.Ю. ) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире общей площадью 51,4 кв. м по адресу: ..., для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.
Согласно данным выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/002/2013-617 от 09.02.2013 квартира, расположенная по вышеназванному адресу является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. При этом каких-либо ограничений (обременений) права в отношении спорного жилья не зарегистрировано. Правопритязания, заявленные в судебном порядке прав требования также отсутствуют.
В кадастровом паспорте помещения от 25.01.2013, техническом паспорте спорной квартиры по состоянию на 06.06.2009 также не содержится сведений о каких-либо ограничениях (обременениях) права в отношении квартиры по адресу: ..., где указано, что она имеет общую площадь 51,4 кв.м, расположена на седьмом этаже.
Из выписки финансового лицевого счета директора ООО УК «Дом» № 8212 от 01.02.2013, справки директора ООО УК «Дом» от 01.02.2013, справки паспортиста ООО УК «Дом» от 05.02.2013 следует, что лицевой счет на квартиру по адресу: ..., оформлен на имя ответственного нанимателя Ткачук Н.А., с которой заключен договор социального найма № 161 от 17.12.2010. По указанному адресу вместе с истцом зарегистрированы по месту жительства и проживают: муж истца В.Н., сын С.Ю. Задолженность по жилищно-коммунальным услугам по указанному адресу отсутствует.
Степанов В.Н., Ткачук С.Ю. выразили нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры, что усматривается из их согласий на приватизацию квартиры от 24.01.2011.
Согласно Выписке Управления Росреестра по Томской области № 00/005/2013-71 от 18.01.2013 из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Ткачук Н.А. является правообладателем земельного участка в .... Вместе с тем, как усматривается из уведомления Управления Росреестра по Томской области № 00/003/2013-2704 от 18.02.2013, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Ткачук Н.А. на имеющиеся и имевшиеся у нее объекты недвижимого имущества.
Из справки паспортиста Домоуправления № 1 Лесозаводская квартирно-эксплуатационная часть Минобороны России от 25.02.2011, карточки формы № 16 следует, что Ткачук Н.А. а зарегистрирована по месту жительства в п. Пантелеймоновка Лесозаводского района Приморского края, где была зарегистрирована по месту жительства в в/городке в период с 15.09.1988 до 15.12.1994, а в военной части 93284 с 22.03.1995.
Из справок производственного участка по Лесозаводскому городскому округу отделения № 2 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю от 29.01.2013, Отделения № 9 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю от 22.01.2013 усматривается, что Ткачук Н.А. право на приватизацию не использовала. По состоянию на 01.05.1997 квартир, жилых домов на территории Лесозаводска и Лесозаводского района не имеет. За ней право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Уссурийского городского округа, не зарегистрировано. В приватизации в г. Уссурийске и Уссурийском районе она не участвовала.
Таким образом, истец имеет право безвозмездно получить в собственность спорное жилое помещение.
Истец Ткачук Н.А. обращалась в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России с просьбой передать в собственность квартиру, расположенную по адресу: ..., полученную ею от Минобороны России по договору социального найма № 161 от 17.12.2010, что следует из заявлений истца от 14.01.2013, приложенных к ним описей вложений в ценное письмо, почтовых кассовых чеков.
При этом от ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России данным истцом был получен ответ от 16.02.2013, согласно которому в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Минобороны России. Начальник данного государственного учреждения полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений не делегирован, в связи с чем заключить с истцом договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не предоставляется возможным.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подп. «б» п.2 названного постановления).
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны (2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны № 1550 от 18.11.2010).
В силу положений ч.1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, тогда как в соответствии с ч.2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве такового допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Соответствующего решения уполномоченного органа ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные требования закона, исходя из того, что квартира, расположенная по адресу: ..., не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Ткачук Н.А. имеет общую продолжительность военной службы более 26 лет в календарном исчислении, препятствий для передачи истцу в собственность по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ткачук Н.А. удовлетворить полностью.
Признать за Ткачук Н.А. в порядке приватизации право собственности на квартиру ....
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья Ю.В. Кулинченко