ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2017 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
при секретаре Грапп Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1432/2017 по иску прокурора Железнодорожного района г.Самара в интересах неопределенного круга лиц к Пузикову П.Н. о прекращении права управления транспортным средством
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г.Самара в интересах неопределенного круга лиц обратился к ответчику с данным иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности. В ходе проведенной проверки выявлены случаи наличия прав на управление транспортными средствами у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> <дата> установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В силу п. 6 ст. 23 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из условий допуска лица к управлению транспортными средствами является отсутствие у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в соответствии с которым для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <дата>г. N 377 лица, страдающие заболеванием "наркомания" не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе быть водителями транспортных средств категории "А", "В", "С", "Д", "Е".
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, в который включены психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Разделом 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Минздрава СССР от <дата> N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", предусмотрено, что за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливается, в частности, для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, срок диспансерного учета больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
В соответствии с п. 12 приказа Минздрава России от <дата> № ***н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия- наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее 3-х лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
В силу пункта 29 Приложения N 2 Приказа Министерства Здравоохранения СССР от 29.09.1989г. N 555 к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами в дополнение к общим медицинским противопоказаниям относятся хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
В соответствии со ст.ст. 25, 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» условием предоставления гражданину права на управление транспортными средствами является отсутствие ограничений к водительской деятельности.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения'1 основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
При установлении заболевания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами, в силу, п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** является безусловным поводом для признания водительского удостоверения недействительным и его аннулирования. В ходе проведенной проверки установлено, что Пузиков ФИО1., <дата> г.р. имеет водительское удостоверение серии № ***, категории ВС со сроком действия до <дата>.
Согласно сведений, предоставленных ГУЗ «<адрес> наркологический диспансер», Пузиков П.Н. имеет противопоказания к водительской деятельности по состоянию здоровья, состоит на динамическом учете в Самарском областном наркологическом диспансере с <дата> с диагнозом: «Синдром зависимости от опиоидов 2 ст.», что является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами, по медицинским показаниям к вождению автомобиля не годен, оснований для снятия с наблюдения в связи с выздоровлением не имеется. Согласно информации ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер» Пузиков П.Н. диспансер не посещал для получения квалифицированной медицинской помощи, обеспечивающей состояние длительной стойкой ремиссии по отношению к выявленному у него ранее заболеванию, по медицинским показаниям к вождению автомобилем не годен, допуск на получение водительского удостоверения не получал, оснований для снятия с наблюдения в связи с выздоровлением не имеется.
Имеющееся у Пузикова П.Н. заболевание свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), следовательно, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц -ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Пузикова П.Н. до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). Обязать Пузикова П.Н. со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии № *** на право управления транспортными средствами в ГИБДД УМВД России по <адрес>.
В судебное заседание представитель прокурора <адрес>, представители третьих лиц - ГУЗ «<адрес> наркологический диспансер», УМВД России по <адрес> не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, поэтому суд определил, рассмотреть дело без их участия.
Ответчик Пузиков П.Н. в судебном заседании иск не признал, показал, что он проживает в г. Сызрани, состоял на учете в Сызранском наркологическом диспансере с диагнозом «пагубное употоребление опиоидов», он пролечился, в апреле 2017г. его сняли с учета в связи с ремиссией.
Суд, заслушав ответчика, проверив дело, полагает производство по делу подлежащим прекращению, по следующим основаниям.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Анадлогичной правовой позиции придерживается Верховный Суд РФ (определение от 10.04.2017г. № ***-КГПР17-1).
Согласно ч. 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 134, 220, 224 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу № 2-1432/2017 по иску прокурора Железнодорожного района г.Самара в интересах неопределенного круга лиц к Пузикову П.Н. о прекращении права управления транспортным средством – прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней.
Судья: Левина С.А.