Дело № |
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
14 октября 2015 г.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
Судьи Родионовой В.П.
При секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение ) в <адрес> Ульяновской области о включении в стаж периодов работы в льготном исчислении
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит зачесть в трудовой стаж 2 года (дополнительно) исходя из льготного исчисления периода прохождения военной службы из расчета один год за два. В обоснование иска указывает следующее. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании старший лейтенант- инженер он проходил военную службу по призыву, что подтверждается копией справки военкомата.После прохождения военной службы, в течении 4-х лет, с 1981г. по 1985г. он походил лечение и находился на инвалидности. Позднее продолжал обычную трудовую деятельность в разных должностях от слесаря до директора ООО «Связьмостострой». По достижении пенсионного возраста при расчете страхового пенсионного стажа ему не хватило этих 4-х лет до полных 25-лет по состоянию на 01.01.2002г. По пенсионному закону, действовавшему на момент прохождения военной службы, он имел право на льготное исчисление периода военной службы по призыву в двойном размере. Согласно Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в РСФСР» применялось льготное исчисление некоторых периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, то есть в кратном размере к их фактической продолжительности. К таковым, в частности, относились периоды: работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (засчитывались в полуторном размере);военной службы по призыву (засчитывались в двойном размере);службы в действующей армии (засчитывались в тройном размере). На период прохождения истцом службы в Советской Армии действующий закон предусматривал льготное исчисление военной службы по призыву, засчитываемой в общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности - один день военной службы за два дня работы, данный закон действовал до ДД.ММ.ГГГГ, когда был принят 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Как известно изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав в области пенсионного обеспечения. В соответствии с ныне действующим Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 21.04.2011№- ФЗ)(ст.10,пункт 3) «время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в общий трудовой стаж и встаж работы по специальности - один день военной службы за два дня работы.» Противоречия двух действующих законов трактуются, как известно, в пользу истца. Из Архивной справки Министерства Обороны РФ следует, что истец проходил военную службу в городе Ленинск, <адрес>, Казахской ССР. Данная местность (известная, как БАЙКОНУР) включена в Перечень местностей СССР с неблагоприятными климатическими условиями. Пенсионный Фонд РФ в лице Ульяновского отделения на его заявление: «определить льготное исчисление периода прохождения военной службы из расчета один день военной службы за два дня работы» ответил отказом.
Уточнив исковые требования, истец просит включить период военной службы в специальный трудовой стаж в двойном размере и зачесть в его трудовой стаж 2 года дополнительно, а расчет размера трудовой пенсии оставить прежней.
В судебном заседании истец поддержал уточненные требования и доводы иска.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без свого участия, в отзыве указывает следующее. Пенсионное обеспечение граждан на условиях обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) (период действия - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) (период действия- с ДД.ММ.ГГГГ). Определяющими условиями для права как на трудовую (до ДД.ММ.ГГГГ), так и на страховую (после ДД.ММ.ГГГГ) пенсию по старости являются достижение пенсионного возраста для мужчин - 60 лет и наличие страхового стажа: 5 лет по Закону № 173-ФЗ и 15 лет по Закону № 400-ФЗ. В страховой стаж в соответствии с нормами пенсионного законодательства включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Наравне с периодами работы и иной деятельности в страховой стаж засчитывается также и период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», если данному периоду предшествовала или за ним следовала работа. Исчисление страхового стажа согласно нормам Закона № 173-ФЗ и Закона № 400-ФЗ производится только в календарном порядке. Аналогичные нормы закреплены и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых и страховых пенсий, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №. Что касается исчисления размера пенсии, то в данном случае определяющим и значащим обстоятельством является наличие общего трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ. В зависимости от выбранного застрахованным лицом варианта оценки пенсионных прав (различные варианты расчета пенсии) подсчет общего трудового стажа осуществляется по-разному: по новым правилам - с включением в общий трудовой стаж периодов работы, иной деятельности и иных периодов (например, прохождение военной службы) с исчислением в календарном порядке и по нормам ранее действовавшего законодательства - с включением более широкого перечня периодов трудовой и общественно полезной деятельности с исчислением отдельных периодов в льготном порядке (например, службы в армии по призыву в двойном размере). Трудовая пенсия по старости истцу назначена с ДД.ММ.ГГГГ. При исчислении пенсии истцу учтен общий трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 21 год 7 мес. 22 дня, при этом военная служба по призыву учтена в календарном порядке. Производить расчет пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства, о чем говорит ФИО2 в своем иске, с учетом включения в общий стаж периода службы в армии в льготном исчислении ему нецелесообразно, поскольку размер пенсии, исчисленный также по нормам ранее действовавшего законодательства, будет значительно ниже размера пенсии, получаемого им в настоящее время. При этом отмечает, что производить расчет пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства, о чем говорит ФИО2 в своем иске, с учетом включения в общий стаж периода службы в армии в льготном исчислении возможно, но для истца нецелесообразно.Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое истец ссылается, мотивируя свои исковые требования, касается лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, пенсионное обеспечение которых осуществляется соответствующими Министерствами и ведомствами и в функции органов Пенсионного фонда Российской Федерации не входит.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральный законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ данный документ не применяется с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции РФ.
В силу п. 1 ст. 10 и п. п. 1 п. 1 ст. 11 данного Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 213-ФЗ статья 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ данный документ не применяется с ДД.ММ.ГГГГ) изложена в новой редакции, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору последнего: либо в порядке, установленном п. 3 данной статьи, то есть, исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в России, при этом учитывается общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ, в который включаются в календарном порядке только прямо перечисленные в указанном пункте периоды, том числе, прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР; либо в порядке, установленном п. 4 данной статьи, то есть исходя только из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица, при этом в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением установленных данной статьей к некоторым периодам льготного порядка подсчета стажа, в частности, период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР включается в двойном размере; либо в порядке, предусмотренном п. 6 данной статьи, то есть равным установленной на ДД.ММ.ГГГГ трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или трудовой пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по ранее действующему пенсионному законодательству застрахованное лицо имеет право на выбор порядка расчета размера трудовой пенсии при оценке его пенсионных прав, при этом, способы определения размера трудовой пенсии, установленные п. п. 3, 4 и 6 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципиально различны, возможность применения смешанного порядка расчета, установленного разными пунктами статьи, законодательством не предусмотрена.
Истцу назначена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пенсионному удостоверению, его размер пенсии на дату назначения пенсии составил 8667 руб. 34 коп.
Ответчиком был подготовлен примерный вариант расчет размера пенсии истца, в соответствии с которым служба по призыву включена в общий трудовой стаж в двойном размере. Предполагаем размер пенсии определен в 6688 руб. 49 коп., с учетом индексации на сегодняшний день он составит 7629 руб. 60 коп. и этот вариант расчета размера трудовой пенсии не выгоден для истца.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО2 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение ) в <адрес> Ульяновской области о включении в стаж периода военной службы в льготном исчислении с сохранением размера установленной пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья - В.П.Родионова