Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-282/2018 от 15.02.2018

К делу №2-282/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года Туапсинский районный суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: судьи Вороненкова О.В.

При секретаре: Переломовой Е.Н.

С участием представителя истца Туапсинской транспортной прокуратуры: Забора М.С.

Представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Машканцева С.П.

Представителя третьего лица ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» по доверенности Блюхер Л.Л.

Представителя третьего лица Администрации Муниципального образования Туапсинский район по доверенности Синенко М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТУАПСИНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОКУРОРА к ОАО «РЖД» в лице СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ – ФИЛИАЛА ОАО «РЖД» об обязанности ответчика определить место строительство пешеходного перехода, разработать проект и осуществить строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования станции Туапсе в районе поселка Пригородный 1880,

УСТАНОВИЛ:

Туапсинский транспортный прокурор обратился в Туапсинский районный суд с иском к ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» об обязанности ответчика определить место строительство пешеходного перехода, разработать проект и осуществить строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования станции Туапсе в районе поселка Пригородный 1880.

В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления уточнил и пояснил, что Туапсинской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по коллективному обращению жителей села Заречье Туапсинского <адрес> по вопросу отсутствия пешеходного перехода через железнодорожные пути.

Проверкой установлено, что через два железнодорожных пути общего пользования станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги в районе 1880 км ПК 5-6 к ближайшему месту остановки общественного пассажирского транспорта (автобусу) в поселке Пригородный осуществляется несанкционированный переход граждан - жителей села Заречье, а также садоводческих товариществ «Заречье», «Союз», «Акция» Туапсинского <адрес> с населением более 200 человек.

Безопасные переходы через железнодорожные пути, исключающие возможность травмирования граждан железнодорожным транспортом в районе села и садоводческих товариществ в настоящее время отсутствуют, равно как и альтернативные маршруты движения к пассажирскому транспорту.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что целью деятельности организаций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей в транспортных услугах, которое, в том числе, подразумевает безопасность в оказании таких услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 15 указанного Закона железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 21 указанного Закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

В соответствии с указанными требованиями Закона приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

Согласно пункту 7 Правил, при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.

Пунктами 4, 5 Правил установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие, среди прочего иметь достаточное количество мест для перехода через железнодорожные пути.

Кроме того, п. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, установлено, что эксплуатация сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Статьёй 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № Э84-ФЗ, установлено, что сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям сооружений в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

Более того, в силу ч.ч. 1, 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объекты транспортной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Указанные объекты должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Таким образом, на сегодняшний день владельцем инфраструктуры - ОАО «РЖД» безопасные условия эксплуатации железнодорожного транспорта на участке пути в районе 1880 км станции Туапсе-Сортировочная не обеспечены, что нарушает права граждан и подвергает ежедневной опасности травмирования жителей населенных пунктов, в том числе детей.

Реализация мероприятий по строительству пешеходного перехода через железнодорожные пути позволит значительно снизить существующие в настоящее время риски для жизни и здоровья населения села Заречье, а также садоводческих товариществ «Заречье», «Союз», «Акция» Туапсинского <адрес>.

Просит суд обязать ответчика - ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, совместно с местными органами самоуправления Туапсинского <адрес>, а также всеми заинтересованными сторонами, с учётом требований действующих технических норм в области строительства и безопасности движения железнодорожного транспорта, законодательства по обеспечению прав маломобильных групп населения, определить место строительства (возведения, оборудования), тип, класс, категорию, конструктивную схему пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 км.

Обязать ответчика - ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по согласованию с органами местного самоуправления Туапсинского <адрес>, а также всеми заинтересованными сторонами, с учётом требований действующих технических норм в области строительства и безопасности движения железнодорожного транспорта, законодательства по обеспечению прав маломобильных групп населения, разработать проект строительства (возведения, оборудования) пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 км.

Обязать ответчика - ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на основании разработанного проекта, осуществить строительство (возведение, оборудование) пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 км.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Машканцев С.П. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил что исковые требования направлены на понуждение ответчика к строительству пешеходного перехода в непредусмотренном действующим законодательством месте, и способом, не отвечающим требованиям статей 56 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представителя третьего лица ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» по доверенности Блюхер Л.Л. в судебном заседании требования Туапсинского транспортного прокурора поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Администрации Муниципального образования <адрес> по доверенности Синенко М.А. в судебном заседании требования Туапсинского транспортного прокурора поддержал и просил их удовлетворить.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Так, в судебном заседании установлено, что Туапсинской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по коллективному обращению жителей села Заречье Туапсинского <адрес> по вопросу отсутствия пешеходного перехода через железнодорожные пути.

Проверкой установлено, что через два железнодорожных пути общего пользования станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги в районе 1880 километра к ближайшему месту остановки общественного пассажирского транспорта (автобусу) в поселке Пригородный осуществляется несанкционированный переход граждан - жителей села Заречье, а также, садоводческих товариществ «Заречье», «Союз», «Акция» Туапсинского <адрес> с населением более 200 человек.

Безопасные переходы через железнодорожные пути, исключающие возможность травмирования граждан железнодорожным транспортом в районе села и садоводческих товариществ в настоящее время отсутствуют, как и альтернативные маршруты движения к пассажирскому транспорту.

Согласно исковым требованиям истец просит суд обязать ответчика провести определенные мероприятия, по результатам проведения которых осуществить строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе 1880 километра.

Указанный участок железнодорожных путей является частью перегона Туапсе-Сортировочная - Греческий.

Железнодорожные станции, железнодорожные вокзалы, пассажирские платформы, иная транспортная инфраструктура, предназначенные для обслуживания пассажиров, на 1880 километре, отсутствуют.При этом, федеральным законодательством необходимость обустройства пешеходных переходов предусмотрена на объектах транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров.

Согласно абзацу 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанные с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 29 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты.

При сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.

Таким образом, вышеуказанные положения норм действующего законодательства конкретизируют места и условия, при которых необходимо обустройство пешеходных переходов, к которым спорный участок железнодорожных путей на 1880 километре не относится.

Вышеуказанное подтверждает несоответствие исковых требований положениям ст. 131 ГПК РФ, согласно которым, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также, должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Также, исковые требования носят не конкретный характер с возложением обязанности на ОАО «РЖД» определенных действий, которые необходимо выполнить после вступления решения в законную силу, по согласованию с органами местного самоуправления Туапсинского <адрес>, а также, всеми заинтересованными сторонами. То есть, из требований прокурора следует, что ответчик не сможет исполнить вступившее в законную силу судебное постановление без согласования с иными лицами, которые не являются ответчиками по делу и их круг не определен истцом.

На вопросы суда, участвующий в деле прокурор, не смог конкретизировать круг заинтересованных лиц, которые должны согласовывать действия ответчика.

Кроме того, прокурор в исковых требованиях ссылается на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которые не регламентируют порядок и условия размещения пешеходных переходов.

В частности, положения статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закрепляют основные требования к железнодорожным путям общего пользования.

Положения статей 20 и 21 вышеназванного Закона № 17-ФЗ закрепляют основные положения об организации обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств.

Вопрос строительства (оборудования) пешеходных переходов нормами Закона № 17-ФЗ не регламентирован.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно- технического обеспечения), а также, к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Вышеуказанные требования также не применимы в настоящем споре, при этом, в силу части 1 статьи 42 Закона -ФЭ требования к зданиям и сооружениям, а также, к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.

Как установлено в судебном заседании ОАО «РЖД», не осуществляло и не осуществляет строительство (реконструкцию) железнодорожных путей или иной инфраструктуры на спорном участке.

Строительные работы по укладке дополнительных железнодорожных путей производит ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод».

Приводимые истцом положения пунктов 6,7 главы 3 (Действия граждан при проезде и переходе через железнодорожные пути) «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , в первую очередь распространяются на граждан.

Совершение гражданами административных правонарушений, при пересечении железнодорожных путей в запрещенном месте, а равно, грубая неосторожность, не может являться законным основанием для удовлетворения исковых требований.

Доказательства нарушения положений вышеуказанных норм действующего законодательства, прав и законных интересов неопределенного круга лиц действиями ОАО «РЖД» истцом не представлены.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Необходимо обратить внимание, что согласно коллективному обращению граждан <адрес> Туапсинского <адрес>, послужившему основанием для предъявления прокурором иска, граждане сообщали о том, что в результате строительства трех новых железнодорожных путей был засыпан существующий проезд и проход под железной дорогой, который обеспечивал движение из поселка на автомобильную трассу и автобусную остановку.

Как было установлено в судебном заседании, альтернативного выезда/въезда не имеется. Имеющаяся грунтовая дорога, единственная ведущая в город (за обслуживание которой отвечает администрация МО <адрес>) приведена в негодность в результате движения по ней большегрузных автомобилей при названном строительстве.

Исходя из вышеуказанного обращения, следует, что в результате действий ООО «PH-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» заявители были лишены одного из альтернативных вариантов пересечения железнодорожных путей под железнодорожным мостом.

Кроме того, заявители подтверждают наличие второго альтернативного варианта пересечения железнодорожных путей по грунтовой дороге, которая приведена в негодность.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцу было известно о наличии двух альтернативных вариантов пересечения гражданами железнодорожных путей, которые стали недоступны в результате проведения строительных работ ООО «PH-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» и ненадлежащего содержания ответственным лицом автомобильной дороги.

Также, в судебном заседании было установлено, что гражданами, в нарушение требований норм безопасности самовольно организован несанкционированный пешеходный переход через железнодорожные пути в районе автобусной остановки <адрес> к СТ «Заречье» Туапсинского <адрес>.

Исковые требования прокурора сводятся к тому, чтобы ответчик самостоятельно определил (по согласованию со всеми заинтересованными сторонами) место, тип, класс, категорию, конструктивную схему пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 километра.

Судом установлено, что в месте самовольно организованного гражданами пешеходного перехода строительство пешеходного моста невозможно из-за поворота железнодорожных путей, а строительство перехода в другом месте, на указанном истцом километровом участке железнодорожных путей, теряет всякий смысл, и возможность эксплуатации этого перехода из-за приближенного расположения автодороги к железнодорожным путям и в связи с особенностями горной местности.

При этом, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, истец при наличии вышеуказанных обстоятельств, отсутствии нормативно-правового обоснования, отсутствии технологической и технической обоснованности возможности необходимости строительства пешеходного перехода в районе 1880 километра перегона Туапсе-Сортировочная - Греческий, необоснованно предъявляет исковые требования о понуждении ОАО «РЖД» осуществить перечисленные мероприятия с последующим строительством пешеходного перехода.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Туапсинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в лице Северо - Кавказкой дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» об обязанности ответчика в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, совместно с местными органами самоуправления Туапсинского <адрес>, а также, всеми заинтересованными сторонами, с учётом требований действующих технических норм в области строительства и безопасности движения железнодорожного транспорта, законодательства по обеспечению прав маломобильных групп населения, определить место строительства (возведения, оборудования), тип, класс, категорию, конструктивную схему пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 километра;

Об обязанности ответчика - ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по согласованию с органами местного самоуправления Туапсинского района, а также, всеми заинтересованными сторонами, с учётом требований действующих технических норм в области строительства и безопасности движения железнодорожного транспорта, законодательства по обеспечению прав маломобильных групп населения, разработать проект строительства (возведения, оборудования) пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 километра;

Об обязанности ответчика - ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на основании разработанного проекта, осуществить строительство (возведение, оборудование) пешеходного перехода через железнодорожные пути станции Туапсе-Сортировочная в районе 1880 километра, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: ________________

2-282/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Туапсинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавкакзской инфраструктуры филиала ОАО "РЖД"
Другие
ООО "РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод"
Администрация МО Туапсинский район
Суд
Туапсинский районный суд Краснодарского края
Судья
Вороненков Олег Викторович
Дело на сайте суда
tuapse--krd.sudrf.ru
15.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.02.2018Передача материалов судье
28.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2018Предварительное судебное заседание
27.03.2018Предварительное судебное заседание
05.04.2018Предварительное судебное заседание
10.04.2018Судебное заседание
10.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2018Дело оформлено
31.07.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.08.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.08.2018Судебное заседание
24.08.2018Судебное заседание
20.09.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.09.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее