Решение по делу № 12-206/2021 от 26.04.2021

38RS0034-01-2021-001999-63

РЕШЕНИЕ

20 июля 2021 года                                                                                  г. Иркутск

Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Шандрук А.И., с участием представителя АО «Байкалэнерго» Шиховой М.В., действующей на основании доверенности от ****год, государственного инспектора Кострыгина.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Шиховой М.В. в интересах АО «Байкалэнерго» на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Кострыгина М.О. № от ****год по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении АО «Байкалэнерго»,

УСТАНОВИЛ:

****год главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении АО «Байкалэнерго», согласно которого, последнее было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель АО «Байкалэнерго» Шихова М.В. обратилась в суд с жалобой. В обоснование жалобы указала, что считает вынесенное постановление незаконным и необоснованным. Мероприятий, направленных непосредственно на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при наступлении неблагоприятных метеорологических условий 1 режима АО «Байкалэнерго» планом НМУ не предусмотрено. Контроль за топочным режимом и работой КИП и автоматики на котельной ведется непрерывно. Таким образом, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренные при НМУ 1 режима выполняются постоянно вне зависимости от наступления неблагоприятных метеорологических условий. Отсутствие в журнале записей прогнозов о НМУ не является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а действие не может быть квалифицировано как административное правонарушение. Внеплановая проверка по правилам ФЗ-294 в отношении АО «Байкалэнерго» не была проведена, административным органом нарушен порядок осуществления экологического надзора. АО «Байкалэнерго» не было извещено о проведении плановой и внеплановой проверки, следовательно, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось. Просит суд постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель АО «Байкалэнерго» Шихова М.В. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить. Была нарушена процедура привлечения к ответственности в соответствии с ФЗ-294. В данный момент предписание об устранении нарушений законодательства обжалуется в арбитражном суде.

Государственный инспектор Кострыгин М.О. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, считает, что постановление является законным. В их адрес поступили обращения от граждан, была проведена предварительная проверка. При анализе имеющихся документов был установлен факт, что отсутствует регистрация при НМУ, и не осуществляются мероприятия по приказу , согласно которому, не смотря на организационные мероприятия, выброс загрязняющих веществ должен быть уменьшен на 5-10 %. Кроме того, он считает, что предварительная проверка не соприкасается с административным производством, в данном случае, было возбуждено административное производство, по результатам которой был составлен протокол об административном правонарушении, а в последующем постановление.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в полном объеме, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Нарушений данного требования закона должностным лицом, при рассмотрении дела не допущено.

Рассматривая довод жалобы о том, что постановление вынесено с нарушением закона, считаю его несостоятельным, поскольку он опровергается объективными материалами дела.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утверждены Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Согласно п.п. 2,3 указанных требований, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительный власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 23 раздела III указанных требований установлен порядок организации работ по реализации мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях.

Вопреки доводам жалобы, объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований, в том числе, при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Так, обязанность по соблюдению по соблюдению требований природоохранного законодательства, в части соблюдения мероприятий в период наступления неблагоприятных метеорологических условий в декабре 2020 года возлагается конкретно на юридическое лицо АО «Байкалэнерго».

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории поступили обращения граждан РФ, а также обращения, поступившие от службы государственного экологического надзора по Иркутской области по факту загрязнения атмосферного воздуха от котельной АО «Байкалэнерго», расположенной в <адрес> г. Иркутска. Согласно сведениям программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, промплощадка котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подзразделение «Центральные тепловые сети», код объекта негативного воздействия на окружающую среду П, ??? категория, категория риска умеренная (5), расположенная на промышленной площадке Северного промузла по адресу: <адрес> подлежит федеральному государственному экологическому надзору. Для промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети» в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов, основными источниками выделения загрязняющих веществ на котельной являются котлоагрегаты типа БКЗ- в количестве 5 штук. Очистка газа от пыли и твердых частиц происходит с помощью золоулавливающих установок – МП-ВТИ с трубами «Вентури», установленных за каждым котлоагрегатом.

В 2017 году службой по охране природы и озера Байкал по Иркутской области для промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети» службой государственного экологического надзора по Иркутской области был согласован план мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий состоящий из 3 режимов (сроком на 5 лет) (далее - план НМУ).

Согласно абз. 12 раздела II «Разработка и согласование мероприятий при НМУ» Требований установлено, что для объектов негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ в соответствии со степенями опасности НМУ устанавливаются режимы работы, обеспечивающие непрерывность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе, не допускающий введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) или понижение температуры теплоносителя ниже значений, заданных температурным графиком, утвержденным схемой теплоснабжения населенного пункта, характерных для работы в отопительный период и (или) определяемых обязательными требованиями к эксплуатации тепловых сетей, и предусматривающие уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества, которое должно составлять: при НМУ I степени опасности до 5-10%, то есть при данных мероприятиях происходит незначительное, но сокращение выбросов.

Также указанное требование подтверждается разделом 6 «Мероприятия в период НМУ» представленного Отчета о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух для котельной Северного промузла ОП «ЦТС» «Центральные тепловые сети» АО «Байкалэнерго» от 2019 года, за подписью директора ОП «ЦТС» АО «Байкалэерго» Ф.1, в котором указано, что для эффективного предотвращения повышения уровня загрязнения воздуха в периоды НМУ следует, в первую очередь, сокращать выбросы из наиболее высоких источников загрязнения, таких как дымовые трубы.

Мероприятия по I режиму обеспечивают сокращения выброса каждого загрязняющего вещества примерно на 5-10%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер.

По имеющейся в Управлении информации в г. Иркутске были неблагоприятные метеорологические условия с I режимом, а именно в периоды: с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 12.00 часов ****год, с 15.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 08.00 часов ****год до 08.00 часов ****год, с 08.00 часов ****год до 08.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год.

ФГБУ «Иркутское УГМС» на общедоступном информационном ресурсе https://www.irmeteo.ru/, осуществляется оповещение даты и времени наступления НМУ по городам.

АО «Байкалэнерго» письмом были представлены копии документов, в том числе, журнал выполнения мероприятий в период неблагоприятных метеоусловий по УКСПУ.

По данным журнала НМУ в декабре 2020 года была внесена запись о наступлении НМУ I режима только на ****год и ****год, кроме того, не указана информация о выполнении мероприятий, установленных планом НМУ.

Также имеется достаточно оснований полагать, что на промплощадке котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленное подразделение «Центральные тепловые сети», в периоды: с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 12.00 часов ****год, с 15.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 20.00 часов ****год до 20.00 часов ****год, с 08.00 часов ****год до 08.00 часов ****год, не регистрировались и не выполнялись мероприятия при наступлении НМУ I режима, поскольку отсутствует фиксация сведений в журнале.

Юридическом лицом не было представлено сведений об остановке котельной Северного промузла в вышеуказанные даты.

В результате осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленного подразделения «Центральные тепловые сети», в периоды наступления НМУ в декабре месяце 2020 года и отсутствии подтверждения осуществления мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, можно сделать вывод, что юридическом лицом не выполнялись данные мероприятия в периоды наступления НМУ в г. Иркутске (в вышеуказанные даты), вследствие чего АО «Байкалэнерго» своими действиями создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, в частности атмосферному воздуху и населению г. Иркутска.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Байкалэнерго» к административной ответственности.

Факт совершения АО «Байкалэнерго» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ) от ****год; обращениями граждан; перечнем мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; отчетом о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух; журналом выполнений мероприятий в период НМУ по УКСПУ; производственной инструкцией по эксплуатации котельных установок БКЗ-- УК СПУ; справкой-докладом за периоды с ****год по ****год; справкой-докладом за периоды с ****год по ****год; справкой-докладом за периоды с ****год по ****год; справкой-докладом за периоды с ****год по ****год; справкой-докладом за периоды с ****год по ****год; справкой-докладом за периоды с ****год по ****год и иными материалами.

Таким образом, обоснованность привлечения общества к административной ответственности сомнений не вызывает.

Довод заявителя о том, что административным органом нарушен порядок осуществления государственного экологического надзора, является не состоятельным, поскольку основанием проведения в отношении АО «Байкалэнерго» проверки послужило поступившее в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру обращения граждан о фактах нарушения закона, повлекшее принятие мер прокурором.

Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом того, что проверка проводилась с участием прокуратуры и положений пункта 3 части 3 статьи 1 названного Закона, не имеется.

Поскольку должностным лицом мероприятия по поступившему обращению граждан (истребование документов, получение объяснений) проведены в рамках возбужденного дела об административном правонарушении при проведении административного расследования, требования к проведению внеплановой выездной проверки, установленные статьями 10, 14 Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующими организацию и проведение внеплановой проверки, на эти мероприятия не распространяются.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях АО «Байкалэнерго» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При определении вида и размера административного наказания государственный инспектор труда правильно установил обстоятельства совершения административного правонарушения, учел характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, и применил административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.1 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не нарушен, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Байкалэнерго» допущено не было.

При таких обстоятельствах, постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Кострыгина М.О. № ) от ****год в отношении АО «Байкалэнерго» подлежит оставлению без изменения, а жалоба его представителя - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. № ) ░░ ****░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.30.12 – 30.14 ░░░░ ░░.

░░░░░                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░

12-206/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Байкалэнерго"
Другие
Шихова Мария Васильевна
Суд
Ленинский районный суд г. Иркутска
Судья
Шандрук Анастасия Игоревна
Дело на сайте суда
leninsky--irk.sudrf.ru
26.04.2021Материалы переданы в производство судье
26.04.2021Истребованы материалы
24.05.2021Поступили истребованные материалы
20.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Вступило в законную силу
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее