РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Терентьевой Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шархуна А13 к Сибирскому Региональному центру МЧС России о признании решения незаконным и возложении обязанности, -
У С Т А Н О В И Л :
Шархун П.В. обратился с иском в суд к Сибирскому Региональному центру МЧС России о признании решения незаконным и возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что он проходит действительную службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 01 января 2002 года по настоящее время в должности главного специалиста отдела (организации оперативного планирования и экстренного реагирования) управления (гражданской защиты) Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Екатеринбург). Выслуга лет по состоянию на 30 августа 2016 года составляет в календарном исчислении 20 лет 01 день. Жилого помещения в собственности не имеет. Зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Х, переулок Х, Х. Данное жилое помещение, общей площадью 53, 3 м?, находится в собственности у Орищенко Ф.Н. - отца его супруги. 02 сентября 2016 года он подал рапорт в Жилищную комиссию Уральского регионального центра МЧС России о включении в список нуждающихся в получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации». 14 ноября 2016 года, согласно протоколу за № 9 заседания единой жилищной комиссии по учёту сотрудников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, было принято решение об отказе в постановке его на учёт нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ч.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же в связи с тем, что он не предоставил выписки из финансовых лицевых счетов с февраля по апрель 2014 года по адресу: Х, пер. Х. С решением Комиссии он не согласен, поскольку своего жилья не имеет, протоколом № 7 от 29 июля 2011 года жилищно-бытовой комиссии Государственного казенного учреждения «60 ОФПС по Свердловской области» он был признан нуждающимся у улучшении жилищных условий и поставлен на учет за № 85. Его супруга, согласно уведомлению № 400 от 20 сентября 2011 года ГУ «1ОФПС по Свердловской области», так же была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет за № 87. Просит признать решение единой жилищной комиссии по учету сотрудников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений, социальных выплат Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 24 ноября 2016 года незаконным; возложить обязанность на единую жилищную комиссию по учету сотрудников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений, социальных выплат Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий признать его и членов его семьи нуждающимися в получении единовременной социальной выплаты и поставить их на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 декабря 2003 года.
В судебном заседании представитель истца Поздняков А.А., действующий на основании доверенности от 30 января 2017 года, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Гладких Д.А., действующий на основании доверенности от 22 августа 2017 года, исковые требования не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее «Закон о социальных гарантиях») сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, (далее «Правила предоставления соцвыплаты») в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По правилам ч.8 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
В судебном заседании установлено, что Шархун П.В. с 1 января 2002 года по настоящее время проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности главного специалиста отдела (организации оперативного планирования и экстренного реагирования) управления (гражданской защиты) Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в г. Екатеринбург (далее «Уральский региональный центр»), его выслуга лет по состоянию на 30 августа 2016 года составляла 20 лет 1 день, что следует из послужного списка истца, трудовой книжки истца, справки Уральского регионального центра № 124 от 30 августа 2016 года, справки Уральского регионального центра № 261 от 31 августа 2016 года, пояснений сторон в судебном заседании.
Согласно свидетельству о заключении брака I-АИ № 878780 от 15 августа 2008 года, свидетельства о рождении III – АИ У от 15 июня 2010 года, супругой истца является Шархун Ю.Ф., дочерью – Шархун В.П.
Как следует из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 22 сентября 2016 года, Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 сентября 2016 года, свидетельства о государственной регистрации права от 24 мая 2010 года, истец каких-либо жилых помещений на праве собственности не имеет, его супруга Шархун Ю.Ф. на праве собственности владеет комнатой, площадью 18, 3 м? по адресу: Х, комната У
2 сентября 2016 года истец обратился в Уральский региональный центр с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369, приложив необходимый пакет документов.
Решением жилищной комиссии Уральский региональный центр от 14 ноября 2016 года, согласно протоколу заседания № 9, в удовлетворении рапорта истцу было отказано на основании ч.8 ст. 4 Закона о социальных гарантиях, при этом комиссией установлено, что в период с 21 мая 2004 года по 12 февраля 2014 года Шархун П.В. был зарегистрирован у своего отца - Шархун В.И., который является собственником жилого помещения по адресу: Х, истец являлся членом семьи собственника и был обеспечен - 11,8 м?. Супруга истца - Шархун Ю.Ф. с 30 мая 1990 года до 16 ноября 2009 года и с 22 октября 2010 года по 10 февраля 2014 года была зарегистрирована в жилом помещении своего отца – Орищенко Ф.Н. по адресу: Х, являлась членом семьи собственника и была обеспечена жилой площадью 17 м?. Исходя из чего жилищная комиссия пришла к выводу о том, что по состоянию на 10 февраля 2014 года Шархун П.В. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 м? ((11, 8 м? + 17 м? + 18, 3 м?) : 3 = 15, 7 м?). Кроме того, с 25 февраля 2014 года истец и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания и проживают по адресу: Х, пер. Х, т.е. в жилом помещении, принадлежащем А8 – отцу супруги истца. Так же жилищная комиссия указала, что истец не предоставил выписки из финансовых лицевых счетов с февраля по апрель 2014 года по адресу: Х, Х
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что решение жилищной комиссии Уральского регионального центра нельзя признать законным, поскольку
истец имеет общую продолжительность службы более 10 лет;
истец на праве собственности жилых помещений не имеет, его супруга на праве собственности владеет комнатой, имеющей площадь, которая не обеспечивает 15 м? на одного члена ее семьи;
истец и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении по адресу: Х, пер. Х, принадлежащем Орищенко Ф.Н., членами семьи которого они не являются, что не опровергнуто стороной истца в ходе рассмотрения настоящего спора;
общая площадь жилого помещения, исчисленная в решении жилищной комиссии определена не верно, поскольку при расчете учтены площади жилых помещений собственников, чьими, как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании и не отрицалось представителем ответчиком, членами семьи истец, его супруга и дочь не являются;
согласно свидетельств органа регистрационного учета ОУФМС России по Свердловской области в Октябрьском района г. Екатеринбурга от 15 января 2008 года, от 30 июня 2010 года, от 9 сентября 2008 года, от 21 февраля 2012 года истец и члены его семьи были зарегистрированы до 2014 года по месту пребывания по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37б – общежитие УГЛТУ, факт проживания по данному адресу так же подтверждается договорами найма жилого помещения в студенческом общежитии от 5 сентября 20908 года и от 10 февраля 2010 года (с учетом дополнительного соглашения от 24 января 2011 года);
в соответствии с Выпиской из протокола заседании жилищной комиссии 1 отряда ФПС по Свердловской области № 27а от 5 сентября 2011 года, протоколом жилищно-бытовой комиссии № 7 от 29 июля 2011 года, справками ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России за № 94 и № 95 от 18 декабря 2012 года на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма в Уральском филиале состоят истец с 8 июля 2011 года, его супруга – с 29 июля 2011 года, что так же следует из уведомления ГУ «1 ОФПС по Свердловской области № 400 от 20 сентября 2011 года;
так же согласно справки ГУ МЧС России по Свердловской области № 12025-5-з-21 от 20 декабря 2016 года, супруга истца Шахрун Ю.Ф. денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений, субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи или государственные жилищные сертификаты из средств федерального бюджета не предоставлялись.
Кроме того, согласно пп. 3 п. 5 Правила предоставления соцвыплаты в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись; к заявлению прилагаются следующие документы:…. выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; в случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Как следует из решения жилищной комиссии Уральский региональный центр от 14 ноября 2016 года, истцом не предоставлены выписки из финансовых лицевых счетов с февраля по апрель 2014 года по адресу: Х, переулок Х; из предоставленных справок следует, что ООО «УК «Ареал» приступила к управлению домом с мая 2014 года, в связи с чем не может предоставить сведения по лицевому счету ранее мая 2014 года, однако, по мнению комиссии, данное обстоятельство не препятствовало обращению Шархуна П.В. за вышеуказанными сведениями в организацию, осуществляющую управление домом ранее.
В тоже время из материалов дела и пояснения сторон в судебном заседании следует, что ответчик не истребовал от истца недостающие выписки из лицевого счета. При этом согласно приложению к рапорту истца от 2 сентября 2016 года, Шархун П.В. с вышеприведенным рапортом предоставил ответчику справку № 146230 от 16 августа 2016 года о том, что по адресу: Х, переулок Х зарегистрированы по месту пребывания истец и члены его семьи – супруга и дочь с 25 февраля 2014 года по 1 февраля 2017 года и паспорта с отметками о регистрации и снятии с регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, учитывая в ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что истец и члены его семьи имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369, при этом факт совершения истцом действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий не установлен, суд находит, что отказ в удовлетворении рапорта истца от 2 сентября 2016 года носит формальный характер.
Так же в судебном заседании установлено, что соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2016 № 24с «О совершенствовании структуры и развитии сил и средств Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Уральский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подлежит ликвидации до 20 марта 2017 года, а правопреемником назначен Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - СРЦ МЧС России).
В процессе ликвидации УРЦ МЧС России, согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, в Жилищную комиссию Сибирского регионального центра МЧС России были переданы учетные дела только состоящих в списках нуждающихся в получении ЕСВ сотрудников ФПС ГПС.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на Жилищную комиссию Сибирского регионального центра МЧС России подлежит возложению обязанность признать истца и членов его семьи нуждающимися в получении единовременной социальной выплаты и поставить их на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с 14 ноября 2016 года.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом понесены расходы на оплату госпошлины в размере 300 рублей, которые и подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение единой жилищной комиссии по учету сотрудников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений, социальных выплат Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 14 ноября 2016 года об отказе Шахруну А14 в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным.
Возложить обязанность на Жилищную комиссию Сибирского регионального центра МЧС России признать Шархуна А17 и членов его семьи Шархун А16, Шархун А15 нуждающимися в получении единовременной социальной выплаты и поставить их на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с 14 ноября 2016 года.
Взыскать с Сибирского регионального центра МЧС России в пользу Шахруна А18 судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение 30 суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья