Дело № 21-276/2020
Судья Альгешкина Г.Н.
РЕШЕНИЕ
по протесту по делу об административном правонарушении
16 июня 2019 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Федорова И.В. на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Бренд (далее –ООО «Бренд», Общество),
установила:
постановлением государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Исаева А.Л. от 13 января 2020 года ООО «Бренд» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2020 года постановление должностного лица административного органа от 13 января 2020 года, отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Бренд» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Федоров И.В. принес протест на предмет его отмены как незаконного и необоснованного. Указывает, что проверкой выявлены грубейшие нарушения природоохранного законодательства Обществом, выразившееся в незаконном сжигании твердых бытовых и коммунальных отходов на территории торгового комплекса <данные изъяты>. Земельный участок, на котором расположен торговый комплекс <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности ООО «Бренд». Считает, что постановлением должностного лица Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Киркиной Н.В. по доводам протеста, представителя ООО «Бренд» Михайловского Ю.А. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, допустившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону состава указанного административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (далее- Федеральный закон №7-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Должностные лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11 названного Федерального закона).
Согласно материалам дела 17 декабря 2019 года прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с представителями МБУ «<данные изъяты>», ЧРОО «<данные изъяты>» в отношении ООО «Бренд», осуществляющего свою деятельность в торговом комплексе «<данные изъяты>», была проведена проверка на предмет соблюдения требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
В ходе осмотра земельного участка и прилегающей территории к торговому комплексу «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, выявлен факт самовольной установки металлических контейнеров, ограждения, организации свалки отходов пластмассы, бытового мусора, стеклотары, пищевых отходов, картона и иных твердых бытовых и коммунальных отходов без соблюдения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Размещение свалки отходов осуществлено на территории торгового комплекса <данные изъяты>. Земельный участок, на котором расположен торговый комплекс <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ООО «Бренд» (свидетельство о регистрации права собственности серии №).
Факт сжигания твердых бытовых отходов на территории торгового комплекса <данные изъяты> подтвержден представленными в суд материалами дела и представителем ООО «Бренд» Михайловским Ю.А. не оспаривался (л.д.14-15 материала проверки).
Прекращая производство по делу за отсутствием вмененного состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу, что Обществом «Бренд» земельные участки и нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора аренды переданы во временное пользование ООО «<данные изъяты>».
Однако такой вывод судьи является преждевременным, сделанным без надлежащего исследования и оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности.
В частности, судьей не дана надлежащая правовая оценка доводам представителя административного органа, полагавшего, что передача прав и обязанностей по договору аренды объектов недвижимости не исключает обязанность ООО «Бренд» по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления; акту от 17 декабря 2019 года, составленному старшим помощником прокурора Калининского района г. Чебоксары по результатам проверки соблюдения ООО «Бренд» требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления; объяснениям представителя ООО «Бренд» Михайловского Ю.А., генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 по факту выявленного нарушения.
Указанные существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, оспариваемое решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса не истек.
При новом рассмотрении дела судье необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
решила:
решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Бренд» отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья