Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2412/2021 от 13.08.2021

Судья Бардина Е.Е.     УИД 57RS0023-01-2021-002382-89

Дело № 33-2412/2021, № 2-1581/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 сентября 2021 г.                             г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Дятлова М.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Фоминой Е.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Хрычевой Елены Степановны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 24 июня 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд в интересах Хрычевой Елены Степановны с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании предоставить лекарственные препараты, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что прокурором Железнодорожного района г. Орла проведена проверка по вопросу нарушения прав льготной категории граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

Проведенной проверкой установлено, что Хрычева Е.С., являясь <...>, федеральным льготником, страдает онкологическим заболеванием, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и нуждается в приеме лекарственных препаратов <...>

Ссылаясь на ненадлежащее обеспечение Хрычевой Е.С. указанными лекарственными препаратами, просил суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Хрычеву Е.С. лекарственными препаратами <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом, взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Хрычевой Е.С. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а также обратить решение к немедленному исполнению.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу Хрычевой Е.С. компенсации морального вреда, просит принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.

Приводит доводы об отсутствии противоправности действий (бездействий) и вины ответчика по необеспечению федеральной льготной категории граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с медицинскими показаниями. Одновременно отмечая, что Департамент здравоохранения Орловской области вправе осуществить закупку лекарственных препаратов в переделах средств субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного гражданина.

Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий Хрычевой Е.С., а также того, что в спорный период времени имело место ухудшение состояния ее здоровья.

Указывает, что в ходе рассмотрения дела районным судом не дана оценка показаниям заведующего онкологическим отделением бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловский онкологический диспансер», который указал, что согласно медицинским документам Хрычева Е.С. последний раз посещала лечащего врача в апреле 2021 г., состояние здоровья стабильное, жалоб на ухудшение состояния здоровья не зафиксировано.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В пункте 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, к которым относится «Дабрафениб» и «Траметиниб».

Кроме того, указанные лекарственные препараты входят в Перечень лекарственных препаратов, предоставляемых бесплатно на основании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно имеют право неработающие инвалиды II группы, больные страдающие онкологическими заболеваниями.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хрычева Е.С. является <...>, страдает онкологическим заболеванием <...>

В связи с заболеванием по жизненным показаниям Хрычевой Е.С. назначены лекарственные препараты <...>

Указанное обстоятельство подтверждается показаниями допрошенного свидетеля – врача ФИО1, заключением врачебной комиссии от 18 ноября 2020 г., амбулаторной картой Хрычевой Е.С. в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Орловский онкологический диспансер»

Таким образом, Хрычева Е.С. относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

По обращению Хрычевой Е.С. прокурором Железнодорожного района г. Орла проведена проверка по вопросу нарушения прав льготной категории граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

Проверкой установлено, что Хрычевой Е.С. на основании заключения лечащих врачей, назначены лекарственные препараты <...>

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживая его в суде, прокурор ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по бесплатному обеспечению инвалида Хрычевой Е.С. лекарственными препаратами, предписанными ей по рецепту врачей, что причинило ей моральный вред, который подлежит возмещению.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что Хрычева Е.С., являясь <...>, своевременно не обеспечивалась жизненно необходимыми и важнейшими для нее лекарственными препаратами <...> Несмотря на поданные бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Орловский онкологический диспансер» в Департамент здравоохранения Орловской области заявки на обеспечение Хрычевой Е.С. указанными лекарственными препаратами, они больной до настоящего времени не предоставлены в необходимом количестве. Факт ненадлежащего и несвоевременного обеспечения несовершеннолетней жизненно необходимым лекарственным препаратом стороной ответчика опровергнут не был.

Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что не обеспечение Хрычевой Е.С., являющейся инвалидом 2 группы, лекарственными препаратами, создает условия, реально угрожающие ее здоровью, пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах Хрычевой Е.С., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом подлежат удовлетворению.

По решению суда на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечивать Хрычеву Е.С. лекарственными препаратами <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом и привел решение в данной части на основании статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.

В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Орловскую область в лице Департамента здравоохранения Орловской области обязанности по компенсации за счет средств казны субъекта Хрычевой Е.С. морального вреда.

По решению суда в пользу Хрычевой Е.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Анализируя положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», можно прийти к выводу о том, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации определенными лекарственными препаратами без взимания платы.

В этой связи непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению инвалида, имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами и фактическое возложение ответчиком на самого лица обязанности по обеспечению ими нарушает право Хрычевой Е.С. на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

Учитывая наличие у Хрычевой Е.С., имеющей <...>, права на бесплатное обеспечение вышеуказанными медицинскими препаратами, характер имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном приёме препаратов и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, а также переживания за жизнь и здоровье, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении Хрычевой Е.С. морального вреда действиями ответчика.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в иске в связи с неправомерными действиями ответчика по необеспечению своевременности закупки необходимых Хрычевой Е.С. лекарственных препаратов, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, районный суд обоснованно учитывал характер и степень причиненных физических и нравственных страданий Хрычевой Е.С., лишенной возможности своевременно принимать назначенные врачом по жизненно необходимым показателям лекарственные средства, обеспечивающие поддержания состояния своего здоровья. Кроме того, судом учитывался период времени, в течение которого имело место нарушение прав лица со стороны Департамента здравоохранения Орловской области, отсутствие каких-либо вредных последствий для здоровья, требования разумности, справедливости, а также степень вины ответчика, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению инвалида мерами социальной поддержки.

С учетом изложенного, а также требований статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд счел необходимым взыскать в пользу Хрычевой Е.С. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия считает, что определенный размер компенсации морального вреда является достаточной компенсацией тех переживаний, которые понесла Хрычева Е.С.

Принимая во внимание вышеприведенные доказательства и обстоятельства, отклоняются доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловкой области о необоснованном взыскании в пользу Хрычевой Е.С. компенсации морального вреда. Судебная коллегия не усматривает оснований как для снижения размера взысканной районным судом компенсации в счет возмещения морального вреда, причиненного Хрычевой Е.С. (10 000 руб.), так и для отказа в удовлетворении таких требований.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145 на выводы суда о наличии оснований для взыскания с Департамента здравоохранения Орловской области компенсации морального вреда не влияют, поскольку в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Принимаемые ответчиком меры по обеспечению Хрычевой Е.С. лекарственными препаратами являются недостаточными, ограничивающими ее право на получение социальных гарантий, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, в том числе права гражданина на медицинскую помощь в установленном объеме.

При этом, по мнению судебной коллегии, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право Хрычевой Е.С. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными ей лечащими врачами по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Иные доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловской области по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, судом при рассмотрении дела правильно определены и оценены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального и материального закона не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 24 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлено 8 сентября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

Судья Бардина Е.Е.     УИД 57RS0023-01-2021-002382-89

Дело № 33-2412/2021, № 2-1581/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 сентября 2021 г.                             г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Дятлова М.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Фоминой Е.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Хрычевой Елены Степановны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 24 июня 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд в интересах Хрычевой Елены Степановны с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании предоставить лекарственные препараты, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что прокурором Железнодорожного района г. Орла проведена проверка по вопросу нарушения прав льготной категории граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

Проведенной проверкой установлено, что Хрычева Е.С., являясь <...>, федеральным льготником, страдает онкологическим заболеванием, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и нуждается в приеме лекарственных препаратов <...>

Ссылаясь на ненадлежащее обеспечение Хрычевой Е.С. указанными лекарственными препаратами, просил суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Хрычеву Е.С. лекарственными препаратами <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом, взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Хрычевой Е.С. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а также обратить решение к немедленному исполнению.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу Хрычевой Е.С. компенсации морального вреда, просит принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.

Приводит доводы об отсутствии противоправности действий (бездействий) и вины ответчика по необеспечению федеральной льготной категории граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с медицинскими показаниями. Одновременно отмечая, что Департамент здравоохранения Орловской области вправе осуществить закупку лекарственных препаратов в переделах средств субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного гражданина.

Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий Хрычевой Е.С., а также того, что в спорный период времени имело место ухудшение состояния ее здоровья.

Указывает, что в ходе рассмотрения дела районным судом не дана оценка показаниям заведующего онкологическим отделением бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловский онкологический диспансер», который указал, что согласно медицинским документам Хрычева Е.С. последний раз посещала лечащего врача в апреле 2021 г., состояние здоровья стабильное, жалоб на ухудшение состояния здоровья не зафиксировано.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В пункте 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, к которым относится «Дабрафениб» и «Траметиниб».

Кроме того, указанные лекарственные препараты входят в Перечень лекарственных препаратов, предоставляемых бесплатно на основании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно имеют право неработающие инвалиды II группы, больные страдающие онкологическими заболеваниями.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хрычева Е.С. является <...>, страдает онкологическим заболеванием <...>

В связи с заболеванием по жизненным показаниям Хрычевой Е.С. назначены лекарственные препараты <...>

Указанное обстоятельство подтверждается показаниями допрошенного свидетеля – врача ФИО1, заключением врачебной комиссии от 18 ноября 2020 г., амбулаторной картой Хрычевой Е.С. в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Орловский онкологический диспансер»

Таким образом, Хрычева Е.С. относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

По обращению Хрычевой Е.С. прокурором Железнодорожного района г. Орла проведена проверка по вопросу нарушения прав льготной категории граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

Проверкой установлено, что Хрычевой Е.С. на основании заключения лечащих врачей, назначены лекарственные препараты <...>

Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживая его в суде, прокурор ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по бесплатному обеспечению инвалида Хрычевой Е.С. лекарственными препаратами, предписанными ей по рецепту врачей, что причинило ей моральный вред, который подлежит возмещению.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что Хрычева Е.С., являясь <...>, своевременно не обеспечивалась жизненно необходимыми и важнейшими для нее лекарственными препаратами <...> Несмотря на поданные бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Орловский онкологический диспансер» в Департамент здравоохранения Орловской области заявки на обеспечение Хрычевой Е.С. указанными лекарственными препаратами, они больной до настоящего времени не предоставлены в необходимом количестве. Факт ненадлежащего и несвоевременного обеспечения несовершеннолетней жизненно необходимым лекарственным препаратом стороной ответчика опровергнут не был.

Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что не обеспечение Хрычевой Е.С., являющейся инвалидом 2 группы, лекарственными препаратами, создает условия, реально угрожающие ее здоровью, пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах Хрычевой Е.С., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом подлежат удовлетворению.

По решению суда на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечивать Хрычеву Е.С. лекарственными препаратами <...> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом и привел решение в данной части на основании статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.

В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Орловскую область в лице Департамента здравоохранения Орловской области обязанности по компенсации за счет средств казны субъекта Хрычевой Е.С. морального вреда.

По решению суда в пользу Хрычевой Е.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Анализируя положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», можно прийти к выводу о том, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации определенными лекарственными препаратами без взимания платы.

В этой связи непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению инвалида, имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами и фактическое возложение ответчиком на самого лица обязанности по обеспечению ими нарушает право Хрычевой Е.С. на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

Учитывая наличие у Хрычевой Е.С., имеющей <...>, права на бесплатное обеспечение вышеуказанными медицинскими препаратами, характер имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном приёме препаратов и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, а также переживания за жизнь и здоровье, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении Хрычевой Е.С. морального вреда действиями ответчика.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в иске в связи с неправомерными действиями ответчика по необеспечению своевременности закупки необходимых Хрычевой Е.С. лекарственных препаратов, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, районный суд обоснованно учитывал характер и степень причиненных физических и нравственных страданий Хрычевой Е.С., лишенной возможности своевременно принимать назначенные врачом по жизненно необходимым показателям лекарственные средства, обеспечивающие поддержания состояния своего здоровья. Кроме того, судом учитывался период времени, в течение которого имело место нарушение прав лица со стороны Департамента здравоохранения Орловской области, отсутствие каких-либо вредных последствий для здоровья, требования разумности, справедливости, а также степень вины ответчика, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению инвалида мерами социальной поддержки.

С учетом изложенного, а также требований статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд счел необходимым взыскать в пользу Хрычевой Е.С. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия считает, что определенный размер компенсации морального вреда является достаточной компенсацией тех переживаний, которые понесла Хрычева Е.С.

Принимая во внимание вышеприведенные доказательства и обстоятельства, отклоняются доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловкой области о необоснованном взыскании в пользу Хрычевой Е.С. компенсации морального вреда. Судебная коллегия не усматривает оснований как для снижения размера взысканной районным судом компенсации в счет возмещения морального вреда, причиненного Хрычевой Е.С. (10 000 руб.), так и для отказа в удовлетворении таких требований.

Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на положения постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145 на выводы суда о наличии оснований для взыскания с Департамента здравоохранения Орловской области компенсации морального вреда не влияют, поскольку в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Принимаемые ответчиком меры по обеспечению Хрычевой Е.С. лекарственными препаратами являются недостаточными, ограничивающими ее право на получение социальных гарантий, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, в том числе права гражданина на медицинскую помощь в установленном объеме.

При этом, по мнению судебной коллегии, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право Хрычевой Е.С. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными ей лечащими врачами по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Иные доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Орловской области по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, судом при рассмотрении дела правильно определены и оценены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального и материального закона не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 24 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлено 8 сентября 2021 г.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2412/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Орла в интересах Хрычевой Е.С.
Хрычева Елена Степановна
Ответчики
Департамент здравоохраннения Орловской области
Другие
ГУП ОО «Орелфармация»
Департамент финансов Орловской области
БУЗ Орловский онкологический диспансер
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
16.08.2021Передача дела судье
01.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее