Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1695/2013 ~ М-1639/2013 от 10.07.2013

Дело № 2-1695/2013 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2013 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием истца Крохалева А.В., представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крохалева А.В. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, оформить результаты выбора, принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выдаче копии решения,

установил:

Крохалев А.В. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, площадью 15000 кв.м., для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, расположенного по адресу: севернее земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса; оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства, с приложением к данному акту утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка; выдать ему копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился на имя Главы администрации Пермского муниципального района с заявлением о выборе вышеуказанного земельного участка. Письмом Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что по земельному участку проходят инженерные коммуникации и участок обременения правами третьих лиц. Считает отказ комитета незаконным и нарушающим его права по тем основаниям, что ответчик не указывает, какими правами третьих лиц обременен земельный участок. Согласно публичной кадастровой карте, размещенной на портале Управления Росреестра в сети интернет, земельный участок находится в кадастровом квартале и не имеет наложений на учтенные в государственном кадастре недвижимости земельные участки. Ответчиком не представлены доказательства прохождения по земельному участку инженерных коммуникаций. Под подземные коммуникации земельные участки не предоставляются, а их наличие также не запрещает проводить процедуру выбора земельных участков. Земельные участки под опорами линий электропередач возможно исключить из границ испрашиваемого участка в процессе его выбора. Порядок выбора земельных участков для строительства установлен ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Истец – Крохалев А.В. в судебном заседании поддержал исковое заявление по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что положения ст. 31 Земельного кодекса РФ не запрещают осуществлять выбор земельного участка.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, дополнительно указала, что по информации Фроловского сельского поселения данный земельный участок обременен правами третьих лиц, что послужило основанием для отказа в выборе земельного участка.

Суд, выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, установил следующее.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 1.1, 1.6, 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ Крохалев А.В. обратился с заявлением на имя Главы администрации Пермского муниципального района о выборе земельного участка для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, площадью 15 000 кв.м., по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в адрес истца направлено письмо, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по земельным отношениям, на котором принято решение об отказе в предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для заявленных целей, в связи с тем, что по территории участка проходят инженерные коммуникации и участок обременен правами третьих лиц (л.д. 9, 10).

Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм Земельного кодекса РФ следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.

Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал Крохалеву А.В. в предоставлении земельного участка, площадью 15 000 кв.м., для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, расположенного по адресу: <адрес> тогда как истец просил выбрать земельный участок для строительства зданий, гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, вопрос о предоставлении земельного участка не ставил. При таких обстоятельствах, ответчиком не был соблюден порядок рассмотрения заявления Крохалева А.В. о выборе земельного участка для строительства, предусмотренный указанными выше нормами права.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в обоснование своих доводов о наличии на земельном участке инженерных коммуникаций и обременений правами третьих лиц ссылается на сообщения администрации муниципального образования «Фроловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что по территории земельного участка проходят инженерные коммуникации: газопровод высокого давления, кабель связи, электрические кабеля, часть участка находится в периоде оформления третьими лицами – <данные изъяты> КИО Пермского района был выдан акт выбора на земельный участок для согласования. Между тем, данные доводы не подтверждены какими-либо доказательствами. Доказательств наличия таких ограничений и обременений правами третьих лиц ответчиком суду не представлено, в том числе не представлены доказательства выдачи Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района акта выбора на земельный участок <данные изъяты> Наличие ограничений в использовании земельного участка может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка.

Учитывая приведенный выше установленный законом порядок рассмотрения заявлений граждан о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, который в отношении заявления Крохалева А.В. соблюден не был, а также принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств тех обстоятельств, что по приведенному земельному участку проходят инженерные коммуникации и данный участок обременен правами третьих лиц, отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, площадью 15 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным.

Кроме того, учитывая то обстоятельство, что порядок рассмотрения заявления Крохалева А.В. был нарушен, заявление о выборе земельного участка по существу не рассмотрено, суд не может обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок обеспечить выбор земельного участка, площадью15 000 кв.м. для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, расположенного по адресу: севернее земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, оформить результаты выбора вышеуказанного земельного участка актом выбора с приложением к данному акту утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, выдать копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поэтому на ответчика подлежит возложению обязанность по разрешению заявления Крохалева А.В. в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Таким образом, на Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района лежит обязанность по исполнению требований, установленных законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО5 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка, оформить результаты выбора, принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выдаче копии решения удовлетворить в части требований.

Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Крохалеву А.В. земельного участка, площадью 15000 кв.м., для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по рассмотрению заявления Крохалева А.В. о выборе земельного участка, площадью 15000 кв.м., для строительства зданий гостиницы, кафе, автомобильного сервиса, по адресу: севернее земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований Крохалеву А.В. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                         М.В. Степанова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1695/2013 ~ М-1639/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крохалев Алексей Владимирович
Ответчики
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Степанова Мария Владимировна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
10.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2013Передача материалов судье
15.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2013Предварительное судебное заседание
30.08.2013Судебное заседание
09.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2013Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.10.2013Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.12.2013Судебное заседание
05.12.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее