Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2054/2021 ~ М-1762/2021 от 23.04.2021

Дело № 2-2054/21

УИД: 51RS0003-01-2021-002881-93

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года                            город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                     Лучника А.В.,

при секретаре                                 Ерченко И.С.,

с участием:

представителя истца                            Щедрова Д.С.,

представителя ответчика                        Обрядина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родиной Л.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Родина Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в года Мурманске (далее УПФР в года Мурманске) о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование требований истцом указано, что Родина Л.А. обратилась в УПФР в года Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 25 сентября 2020 года истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец относится к категории женщин, определенной в пункте 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, и достигла возраста 50 лет 05 октября 2020 года.

Ответчиком при принятии решения об отказе в назначении пенсии были допущены следующие нарушения:

Не были приняты к учету в страховой стаж периоды работы: в <данные изъяты> с 01.01.1991 по 21.08.1991, в <данные изъяты> с 18.11.1991 по 14.09.1992, в <данные изъяты> с 02.11.1992 по 11.12.1992, в <данные изъяты> с 03.02.1993 по 11.03.1993, на <данные изъяты> с 08.06.1993 по 22.09.1993, в <данные изъяты> с 17.03.1994 по 01.08.1994.

Однако, указанные периоды внесены в трудовую книжку и отражены в индивидуальном лицевом счете истца, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Также период работы с 02.07.1990 года по 31.12.1990 года в Славянском районном узле связи был принят к учету.

Из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2012 по 28.12.2012, однако согласно сведениям, содержащимся в выписке из индивидуального лицевого счета, за указанный период были уплачены страховые взносы. В указанный период истец оказывала услуги по агентскому договору с ООО <данные изъяты> на территории города Мурманска и Мурманской области.

Согласно данным о расчете стажа при принятии решения ответчик принял к учету периоды работы с 14.01.2008 по 21.07.2009 в Филиале <данные изъяты> в должности регионального представителя в городе Мурманске и с 05.03.2013 года по 30.06.2013 года в ООО <данные изъяты>» в должности руководителя обособленного подразделения в городе Мурманске, как стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Не принят к учету в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ООО <данные изъяты> в должности торгового агента с 01.01.2013 года по 04.03.2013 года, так как в выписке из ИЛС в территориальных условиях труда отсутствует код «РКС».

Не принят к учету в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ООО <данные изъяты> (ООО МФО <данные изъяты> в должности менеджера по работе с клиентами с 18.09.2015 года по 30.03.2016 года.

По состоянию на 05 октября 2020 года страховой стаж истца составлял 20 лет 10 месяцев 23 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 13 лет 10 месяцев 22 дня, что дает ей право на назначение страховой пенсии по старости.

Просит обязать пенсионный орган включить в страховой стаж истца периоды работы: в <данные изъяты> 01.01.1991 по 21.08.1991, в <данные изъяты> с 18.11.1991 по 14.09.1992, в <данные изъяты> с 02.11.1992 по 11.12.1992, в <данные изъяты> с 03.02.1993 по 11.03.1993, на <данные изъяты> с 08.06.1993 по 22.09.1993, в <данные изъяты> с 17.03.1994 по 01.08.1994; включить в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2012 по 28.12.2012; включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы: в ООО <данные изъяты>» с 14.01.2008 по 21.07.2009, в ООО <данные изъяты> с 05.03.2013 по 30.06.2013, в ООО <данные изъяты> с 01.01.2013 по 04.03.2013, в ООО <данные изъяты> с 18.09.2015 по 30.03.2016; назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 05 октября 2020 года.

Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении. Возражал против сведений, отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, полагая, что сведения о работе истца подтверждаются иными письменными доказательствами.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Третьи лица ООО «Деньги экспресс», ООО «ДЗП-Центр» о дате, времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, письменного мнения по заявленным требованиям не представили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении Родиной Л.А., суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец Родина Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является матерью двоих детей – <данные изъяты>

Реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение, 14 сентября 2020 года Родина Л.А. обратилась в УПФР в года Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Родина Л.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 13 марта 2003 года.

Решением УПФР в года Мурманске от 25 сентября 2020 года Родиной Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера.

Согласно решению от 25 сентября 2020 года документально подтвержденный страховой стаж истца составляет 17 лет 09 месяцев 21 день (необходимых 20 лет не выработано), стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 07 месяцев 03 дня (необходимых 12 лет не выработано). Таким образом, пенсионным органом принято решение об отказе в назначении пенсии.

При этом пенсионным органом в страховой стаж не были включены:

периоды работы в <данные изъяты> с 01.01.1991 по 21.08.1991, в <данные изъяты> с 18.11.1991 по 14.09.1992, в <данные изъяты> с 02.11.1992 по 11.12.1992, в <данные изъяты> с 03.02.1993 по 11.03.1993, на <данные изъяты> с 08.06.1993 по 22.09.1993, в <данные изъяты> с 17.03.1994 по 01.08.1994, так как документы, подтверждающие факт работы в указанных организациях, не поступили.

Также пенсионным органом в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, не были включены:

период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2012 по 28.12.2012 в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме того, в стаж работы истца в районах Крайнего Севера не включены:

периоды работы: в ООО <данные изъяты> с 14.01.2008 по 21.07.2009 (учтен как период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера), в ООО <данные изъяты> с 05.03.2013 по 30.06.2013 (учтен как период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера), в ООО <данные изъяты> с 01.01.2013 по 04.03.2013 (так как в выписке из индивидуального лицевого счета Родиной Л.А. в территориальных условиях труда отсутствует код «РКС»), в ООО <данные изъяты> с 18.09.2015 по 30.03.2016 (так как в выписке из индивидуального лицевого счета <данные изъяты>. в территориальных условиях труда отсутствует код «РКС»).

Также истцу решением пенсионного органа отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, без оплаты труда.

Указанные выше обстоятельства подтверждены трудовой книжкой истца, материалами пенсионного дела (отказного) в отношении Родина Л.А. и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

Истец оспаривает решение пенсионного органа в части невключения в различные виды стажа перечисленных выше периодов работы.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периодов работы с 01.01.1991 по 01.08.1994, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.

Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992.

В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

Статьей 6 Соглашения установлено, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7 Соглашения).

Из статьи 8 Соглашения следует, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.

Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).

В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п. 5).

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Из материалов пенсионного дела истца, в частности из данных о стаже Родиной Л.А., следует, что на момент разрешения вопроса о назначении истцу пенсии ответчиком включены в страховой стаж истца периоды работы истца на территории Украины по 31.12.1990, в том числе работа в <данные изъяты> с 02.07.1990 по 31.12.1990.

Вместе с тем материалами пенсионного дела достоверно подтверждено, что после 31.12.1990 Родина Л.А. продолжала осуществлять трудовую деятельность. Материалы пенсионного дела содержат сведения о местах работы истца, периодах ее работы.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации и Конституция Российской Федерации гарантировали право на получение страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости без учета норм Соглашения от 13.03.1992, в связи с чем указанные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж.

Относительно требований истца о включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2012 по 28.12.2012 суд приходит к следующему.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В п. п. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 12.07.2018) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Исходя из изложенного, условием для назначения истцу страховой пенсии является наличие у него определенного стажа работы в РКС, в который подлежит зачету его деятельность в РКС в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты в этот период (период предпринимательской деятельности) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-Ф3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).

В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, положения действующего законодательства, возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому с 01.07.1990 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Как следует из пенсионного дела (отказного) в отношении Родиной Л.А., спорный период исключен из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с неоплатой страховых взносов.

В соответствии с частью 1 указанной нормы закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации: самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Вместе с тем, по сведениям налогового органа, истец представляла налоговые декларации по месту регистрации, что свидетельствует о том, что местом осуществления предпринимательской деятельности истца в спорные периоды являлся город Мурманск.

Факт уплаты страховых взносов также подтвержден материалами дела, в том числе представленной суду справкой пенсионного органа, ответчиком, по существу, в ходе судебного разбирательства не оспорен.

Как следует из представленных ИФНС России по городу Мурманску по запросу суда сведений, Родиной Л.А. в 2012 году представлены налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения. Декларации представлены по виду деятельности 74.13.1 «Исследование конъюнктуры рынка».

Кроме того, из представленного суду агентского договора от 05 апреля 2012 года, заключенного между ООО <данные изъяты> (принципалом) и ИП Родиной Л.А. (агентом) следует, что агент по поручению принципала и за его счет совершает действия, определенные в настоящем договоре, для подготовки реализации товаров (без права их реализации), а принципал выплачивает агенту вознаграждение.

Также агент принял на себя обязательства по представлению интересов принципала в городе Мурманске и Мурманской области в целях исполнения условий настоящего договора; проведению переговоров с администрацией торговой точки, осуществлению доставки в торговые точки необходимых рекламных материалов и дополнительного оборудования. Принципал обязался предоставить агенту исключительное право на исполнение его обязанностей на территории города Мурманска и Мурманской области.

Также в материалы дела представлен договор поручения от 05 апреля 2012 года между указанными выше лицами, по условиям которого поверенный ИП Родина Л.А. приняла на себя обязательство осуществлять сбор наличных денежных средств (оплаты) за отгруженную продукцию у клиентов доверителя ООО <данные изъяты> и сдавать их в кассу доверителя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт осуществления Родиной Л.А. предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в период с 03.04.2012 по 28.12.2012, уплаты страховых взносов за данный период нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного ответчиком, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, а судом не добыто.

Таким образом, включению в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера подлежит период осуществления Родиной Л.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2012 по 28.12.2012, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 14.01.2008 по 21.07.2009, с 05.03.2013 по 30.06.2013, с 01.01.2013 по 04.03.2013, с 18.09.2015 по 30.03.2016, суд приходит к следующему.

Как следует из оспариваемого решения пенсионного органа и письменных возражений ответчика, объяснений представителя ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, основанием для отказа истцу во включении периодов работы в ООО <данные изъяты> с 01.01.2013 по 04.03.2013, в ООО <данные изъяты> с 18.09.2015 по 30.03.2016 являлось то обстоятельство, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код <данные изъяты> в графе о территориальных условиях труда. Периоды работы истца в ООО <данные изъяты> с 14.01.2008 по 21.07.2009, в ООО <данные изъяты> с 05.03.2013 по 30.06.2013 учтен пенсионным органом как периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с представленными работодателями сведениями.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данными выводами пенсионного органа по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Действительно, выписка из индивидуального лицевого счета истца содержит сведения о работе с 14.01.2008 по 21.07.2009, с 05.03.2013 по 30.06.2013 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (проставлен код «МКС»). В отношении периодов работы с 01.01.2013 по 04.03.2013, с 18.09.2015 по 30.03.2016 код территориальных условий труда отсутствует.

Вместе с тем, условиями представленных суду трудовых договоров, сведениями ООО <данные изъяты> подтверждается факт осуществления истцом трудовой деятельности именно в городе Мурманске.

Не включение в стаж работы в районах Крайнего Севера спорных периодов по причине отсутствия либо неправильного указания кода работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета не может лишать истца права на пенсионное обеспечение.

Согласно Закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.

Факт работы истца в указанных выше должностях и организациях не оспаривался ответчиком и подтверждается материалами дела, данные периоды включены в страховой стаж истца.

Из положений постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П следует, что невыполнение страхователями требований ФЗ от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Поскольку Родина Л.А. в указанные периоды осуществляла трудовую деятельность в местности, относящейся к районам Крайнего Севера, спорные периоды с 14.01.2008 по 21.07.2009, с 05.03.2013 по 30.06.2013, с 01.01.2013 по 04.03.2013, с 18.09.2015 по 30.03.2016 подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Таким образом, для назначения досрочной страховой пенсии необходимо наличие у женщины двух и более детей, достижение определенного законом возраста и наличие требуемой законом продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из представленного стороной ответчика и проверенного судом справочного расчета, при зачете указанных выше спорных периодов работы Родиной Л.А., с учетом стажа, который был включен ответчиком в страховой стаж истца (17 лет 09 месяцев 21 день), стаж работы в районах Крайнего Севера (10 лет 07 месяцев 03 дня), на момент обращения истец имела страховой стаж более 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера более 13 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у истца на момент обращения имелся необходимый и достаточный для назначения досрочной страховой пенсии по старости размер страхового стажа.

С учетом даты рождения Родиной Л.А. 05 октября 1970 года, а также с учетом взаимосвязанных положений статьи 22, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, у истца возникло право на получение досрочной страховой пенсии по указанному основанию со дня достижения необходимого для назначения пенсии возраста, то есть с 05 октября 2020 года.

При таких обстоятельствах решение пенсионного органа от 25 сентября 2020 года, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем требование истца о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Родиной Л.А. досрочную страховую пенсию с момента наступления права, то есть с 05 октября 2020 года, подлежит удовлетворению.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Родиной Л.А. о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, понесенные при подаче искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Родиной Л.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж Родиной Л.А. периоды работы: в <данные изъяты> с 01.01.1991 по 21.08.1991, в <данные изъяты> с 18.11.1991 по 14.09.1992, в <данные изъяты> с 02.11.1992 по 11.12.1992, в <данные изъяты> с 03.02.1993 по 11.03.1993, на <данные изъяты> с 08.06.1993 по 22.09.1993, в Стройуправлении № 1 с 17.03.1994 по 01.08.1994.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж, стаж работы Родиной Л.А. в районах Крайнего Севера период работы Родиной Ларисы Александровны в качестве индивидуального предпринимателя с 03.04.2012 по 28.12.2012.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в стаж работы Родиной Л.А. в районах Крайнего Севера периоды работы: в ООО <данные изъяты> с 14.01.2008 по 21.07.2009, в ООО <данные изъяты> с 05.03.2013 по 30.06.2013, в ООО <данные изъяты> с 01.01.2013 по 04.03.2013, в ООО <данные изъяты> с 18.09.2015 по 30.03.2016.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске назначить Родиной Л.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, то есть с 05 октября 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу Родиной Л.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                А.В. Лучник

2-2054/2021 ~ М-1762/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Родина Лариса Александровна
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Мурманске
Другие
ООО МФО "ДЗП-ЦЕНТР"
Щедров Дмитрий Сергеевич
ООО "Деньги Экспресс"
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Лучник Александр Викторович
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2021Предварительное судебное заседание
12.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Дело оформлено
24.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.09.2021Судебное заседание
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.11.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.12.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее