РЕШЕНИЕ № 2-346/2014
Именем Российской Федерации
25 апреля 2014 года г. Гай Оренбургская область
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Волоховой Е.А., при секретаре Костюченко Т.А., с участием истцов Горшениной Г.К., Исаковой М.А., представителей истцов Жердевой М.Р., Демидовой Н.Н., представителя ответчика Золиной В.А., представителя третьего лица Гомозовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах Исаковой М.А., Горшениной К.Г. к <данные изъяты> о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области обратилось в суд в интересах Исаковой М.А., Горшениной К.Г. к <данные изъяты>» с вышеназванным иском, просит суд признать действия <данные изъяты>» противоправными в отношении потребителей Горшениной К.Г., Исаковой М,А., выразившиеся в осуществлении начисления и взимания платы за коммунальную услугу ОДН электроэнергия, в направлении извещений о приостановлении потребления коммунальной услуги по электроснабжению, обязать ответчика прекратить нарушения прав потребителей в части осуществления начисления и взимания платы за услугу ОДН электроэнергия и направления извещений о приостановлении потребления коммунальной услуги по электроснабжению Горшениной К.Г., Исаковой М.А., в случае удовлетворения иска обязать ответчика в установленный срок судом довести решение суда до потребителей.
Представители истца Жердева М.Р. и Демидова Н.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить на основании ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Истцы Исакова М.А., Горшенина К.Г. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Золина В.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица <данные изъяты>» Гомозова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Исакова М.А. и Горшенина К.Г. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
<адрес> в г. Гай выбран способ управления - управляющая организация, которой является <данные изъяты>
В соответствии с п.8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила №) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В соответствии с п.9 Правил № условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее -товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Договор управления многоквартирным домом между собственниками помещений и <данные изъяты>» заключен в многоквартирном доме № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, <данные изъяты> является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п.32 Правил № исполнитель имеет право:
е) привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;
для доставки платежных документов потребителям;
для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному договору <данные изъяты> (Принципал) поручило, а <данные изъяты>» (Агент) от своего имени и за счет Принципала, за вознаграждение обязался, в том числе, производить начисление, выставление счетов потребителям и осуществлять прием платежей от потребителей за услуги по <данные изъяты>, в том числе предоставленные на общедомовые нужды, оказываемые Принципалом.
Соответственно, <данные изъяты> воспользовался своим правом, предусмотренным п.32 «е» Правил № и поручил производить начисление, выставление счетов потребителям и осуществлять прием платежей от потребителей за услуги по электроснабжению <данные изъяты>.
Указанные действия полностью соответствуют требованиям ст. 1005 ГК РФ: по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с положениями ст. 153 Жилищного кодекса РФ собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в ст. 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенным в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), либо для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
На основании ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с абз. 7, 17 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пп. "б" п. 31 указанных Правил установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пп. "е", "ж" п. 32 Правил исполнитель коммунальных услуг вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям, а также осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством РФ, в том числе настоящими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> по вопросу определения способа оплаты за коммунальные услуги.
Из содержания протокола следует, что собственники помещений в указанном доме приняли решение о выборе способа внесения платы за коммунальные услуги путем внесения платы ресурсоснабжающим организациям, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД.
Поскольку начисление и взимание платы за услугу ОДН производится <данные изъяты> по поручению исполнителя коммунальных услуг, который воспользовался своим правом, предусмотренным п.32 «е» Правил № и ст.155 ч.15 ЖК РФ, то выводы истца о неправомерности действий <данные изъяты> не находят своего подтверждения.
При избранном способе управления многоквартирным домом и в отсутствие доказательств заключения напрямую жильцами дома с ответчиком договоров на оказание коммунальных услуг, передача управляющей организацией перечисленных полномочий <данные изъяты> в части оплаты за услуги энергоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме не противоречит нормам жилищного законодательства.
Поскольку в соответствии с условиями агентского договора <данные изъяты> (Агент) ежемесячно, по окончании отчетного месяца, ответчик предоставляет отчет об исполнении агентского договора, в котором указывает произведенные потребителям начисления и сумму принятой оплаты за коммунальные услуги на общедомовые нужды, то по делу отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Несмотря на заключение агентского договора, исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению является управляющая организация, от имени которой отдельные функции в рамках заключенного агентского договора осуществляет <данные изъяты>
Учитывая указанные обстоятельства и приведенные положения закона, суд приходит к выводу, что заключенные между <данные изъяты> и <данные изъяты> договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречат положениям действующего законодательства, в связи с чем, действия ответчика по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды являются законными.
На основании п. 1.1.2 Агент <данные изъяты> производит истребование дебиторской задолженности, в том числе путем взыскания своевременно не оплаченных сумм основного долга, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами при нарушении Потребителями сроков оплаты услуг Принципала.
Право <данные изъяты> по направлению потребителю уведомления о дате и времени ограничения предусмотрено Положением об оперативном взаимодействии, которое является неотъемлемой частью агентского договора (указано в качестве приложения в п.5.2 агентского договора). В указанном Положении об оперативном взаимодействии определен порядок ограничения/приостановления подачи коммунального ресурса, в том числе доведение Агентом до потребителя извещения о дате и времени ограничения (п.3.2 Положения об оперативном взаимодействии), а также повторного направления потребителю уведомления о дате и времени приостановления режима потребления электроэнергии (п.3.3 Положения об оперативном взаимодействии).
Из представленных квитанций следует, что задолженность по квартире № <адрес> образовалась:
-в сумме <данные изъяты> руб. по лицевому счету <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года
- в сумме <данные изъяты> руб. по лицевому счету <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Задолженность по квартире № по <адрес> в <адрес> образовалась:
- в сумме <данные изъяты> руб. по лицевому счету <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года
- в сумме <данные изъяты> руб. по лицевому счету <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Извещения по каждому из указанных выше лицевых счетов имеют цель
предупреждения об имеющейся у них задолженности за коммунальную услугу по электроснабжению и о праве <данные изъяты> обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании основного долга и пени. Поэтому права и законные интересы потребителей Горшенинои К.Г. и Исаковой М.А. не нарушались.
Извещение направлено потребителям ДД.ММ.ГГГГ, дата приостановки предоставления коммунальной услуги указана - ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением прав потребителя на тридцатидневный срок извещения о предстоящем приостановлении. Дополнительного извещения о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренного п. 119 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, потребителям не направлялось.
Фактического приостановления не производилось.
Между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе для обеспечения <данные изъяты> по адресу: <адрес>. По условиям указанного договора энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту электрическую энергию в согласованных объемах в точках поставки, а абонент принять электрическую энергию и оплатить в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1.1).
В соответствии с требованиями ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг (ст. 154 ЖК РФ). В соответствии с «<данные изъяты>», утв. ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. №, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования.
В силу п.8 Правил № разъяснения по их применению уполномочено давать Министерство регионального развития Российской Федерации.
Минрегион РФ в Письме от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>» дает следующие разъяснения: на основании установленного приложением № к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "<данные изъяты>".
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме...
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.39 ч.1 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Аналогичное условие содержится в ст. 158 ч.1 ЖК РФ, по которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Правилах N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (п.40 Правил N 354).
Исходя из анализа указанных норм права, в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и на общедомовые нужды.
Порядок расчетов, суммы начислений по ОДН, размер задолженности по вышеуказанным лицевым счетам, не оспариваются.
Поскольку отношения между исполнителем коммунальных услуг и Агентом регулируются агентским договором, то к вытекающим из них правоотношениям применим Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № "<данные изъяты>".
Наличие агентского договора свидетельствует о том, что <данные изъяты>» принимал от потребителей платежи в оплату коммунальных услуг не как ресурсоснабжаюшая организация, а как агент исполнителя коммунальных услуг, следовательно, часть 7.1 ст.155 ЖК РФ в данном случае к правоотношениям сторон не применима.
Избрав способ управления многоквартирным домом в виде управления управляющей организацией, собственники помещений многоквартирного дома № по <адрес>, делегировали ей свои полномочия по управлению этим домом, в том числе по сбору платежей в оплату коммунальных услуг. <данные изъяты>», являясь юридическим лицом, свободно в выборе способов осуществления своей деятельности.
На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах Исаковой М.А., Горшениной К.Г. к <данные изъяты> о защите прав потребителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Волохова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2014 года.