Дело № 2-3363/2023
73RS0001-01-2023-003341-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., с участием прокуроров Причалова Д.А., Холодилиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Володарского Матвея Константиновича к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании незаконными решения комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, постановления о досрочном прекращении полномочий депутата, восстановлении в прежней должности, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
истец Володарский Матвей Константинович обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Исковые требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании Распоряжения № он был назначен на государственную должность Ульяновской области <данные изъяты> комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике и коммунальному хозяйству на профессиональной постоянной основе.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Законодательного Собрания Ульяновской области № его полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области были прекращены досрочно, в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414 – ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пункт 10 части 21 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414 -ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», прописав в трудовой книжке целых два основания для увольнения.
Часть 4 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414 -ФЗ (ред. от 14.04.2023 г.) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» гласит: лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается укрывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Пункт 10 Части 21 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ указывает на то, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения требований, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, частями 2, 3 - 7, 16, 18 настоящей статьи.
Статья 19 Федерального закона 21 декабря 2021 года №414 -ФЗ (ред. от 14.04.2023 г.) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусматривает ограничения, связанные с депутатской деятельностью и основания для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Требования Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414 -ФЗ (ред. от 4.04.2023 г.) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» им нарушенные были.
ДД.ММ.ГГГГ года его несовершеннолетний <данные изъяты> - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без его ведома и без ведома его <данные изъяты> «скачал» из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на свой сотовый телефон приложение <данные изъяты>», ввел данные его <данные изъяты> Шеламыдовой Юлии Юрьевны, указав свой личный номер телефона и таким образом заключил от её имени генеральное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на предоставление услуг с брокерским счётом.
В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 ввёл на счёт ООО «<данные изъяты>» со своей банковской карты, открытой в АО «Тинькофф Банк», денежные средства в общем размере 12 735 руб.
ОOO «<данные изъяты>», играя на разнице в курсе фьючерсов, принесла ему годовой доход в размере 2 283 рубля, но, которые записаны на имя его матери, т.е. <данные изъяты> истица, вследствие чего она была вынуждена будет оплатить с них налог в размере 13% от суммы дохода, а именно 297 рубля.
Узнав об этом, Шеламыдова Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ написала на сайт ООО «<данные изъяты>» требования с просьбой признания открытия данного брокерского счёта и договора незаконным.
Сам он даже не знал об этих фактах, сдал декларацию о доходах за 2022 год, на 31 декабря 2022 года никакого остатка денежных средств на брокерском счёте не было. При этом, он ничего не скрывал и ничего не утаивал. Более того, был издан Федеральный закон от 06.02.2023 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяющие ему вовсе не отчитываться о доходах, но из-за дохода его <данные изъяты> в размере 2 283 руб. его уволили и лишили депутатского мандата.
Возможно коллеги были введены в заблуждение о сумме дохода, который получил его <данные изъяты> либо о том, что ООО «<данные изъяты>» является иностранным банком, но это не соответствует действительности. Данная организация имеет Российский ИНН № и №, расположена по адресу <адрес>, имеет филиал в г. Ульяновске расположенный по адресу <адрес>
Более того, ответчик не учёл малозначительный и несущественный характер нарушения, он не владеет иностранными фирмами и заводами, не скрывает происхождение своих средств, у него не имеется многомиллионных счетов в иностранных банках.
В Конституции Российской Федерации заложены основополагающие принципы справедливости наказания, соразмерности мер ответственности характеру совершенного деяния. Данные принципы имеют общий характер и в равной степени применимы ко всем видам юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и административной. Кроме того они должны быть конкретизированы в текущем отраслевом законодательстве, в том числе и в законодательстве о противодействии коррупции, и в законодательстве, которое устанавливает меры ответственности, применяемые к депутатам законодательного собрания.
В отношении государственных и муниципальных служащих критерии значительных коррупционных проступков, влекущих привлечение к ответственности, определены в письме Минтруда России от 21 марта 2016 г. №18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения». Однако, как указывается органами прокуратуры, действие этих критериев не распространяется на выборных должностных лиц, и данное письмо по аналогии к муниципальным депутатам применяется не всегда, поскольку в Минюсте РФ оно не зарегистрировано и носит рекомендательный характер.
Нет никакой дифференцированной оценки подобных действий при установлении оснований в установленный срок может последовать предупреждение, а может последовать и прекращение полномочий виновного. В данном же случае, его действия следует расценивать, как непреднамеренные, свидетельствующие о добросовестном заблуждении. Умысла на открытие счетов, пользование фьючерсами у него не было, не выполнить обязанность по предоставлению сведений о своем имуществе, обязательствах имущественного характера у него так же не было, однако, к нему применили максимально строгое наказание, указав в трудовой книжке сразу несколько оснований, хотя, в п. 5.1 Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, сказано, что в трудовой книжке не указывают несколько оснований для увольнения.
Согласно нормам ст.ст. 192 - 193 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Так же неправомерно было увольнять его в период его нетрудоспособности, так как он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном листе. По общему правилу, предусмотренному статьей 81 Трудового кодекса РФ, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности.
Соответственно, при наличии сведений у работодателя о том, что работник находится на больничном, он не вправе по своей инициативе уволить такого работника.
Сведения о том, что он находился на больничном, у ответчика имелись, что подтверждается табелем учёта использования служебного (рабочего) времени за период с ДД.ММ.ГГГГ, за подписью начальника отдела ФИО11.
Все эти действия ответчика незаконны, процедура его увольнения была нарушена, что само по себе является основанием для восстановления его нарушенных прав.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с ч.1 ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
В силу ч.2 ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы, таким образом, ответчик должен выплатить ему указанную сумму за период с ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до вступления решения суда по делу в законную силу.
Согласно ч.9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Полагает, что в силу ст. 237 ТК РФ ответчик обязан компенсировать причиненные ему нравственные страдания, выплатив компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Истец Володарский М.К. просит в судебном порядке признать незаконным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Законодательного Собрания Ульяновской области Шестого созыва Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области в части несоблюдением им ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области, досрочном прекращении полномочий
Признать незаконным Постановление Законодательного Собрания Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Володарского Матвея Константиновича, избранного по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №, выдвинутого Ульяновским областным отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 5 казанного Федерального закона.
Обязать ответчика восстановить его в должности заместителя председателя Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике и коммунальному хозяйству на профессиональной постоянной основе и возобновить полномочия депутата Законодательного Собрания Ульяновской области.
Просит взыскать с ответчика в свою пользу среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ, до момента вступления судебного решения в законную силу и взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 руб.
В судебном заседании истец и его представитель на исковых требованиях настаивали и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указали, что Шеламыдовой Ю.Ю. подан в суд иск к ООО «<данные изъяты>» о признании договора недействительным. Володарский М.К. пояснил, что он желал присутствовать на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, но не имел возможность это сделать в силу объективных причин, а именно по состоянию своего здоровья. Ответчик имел возможность отложить рассмотрение вопроса, связанного с лишением его полномочий как депутата, предоставить ему возможность явиться и выступить как на заседании Законодательного Собрания, так и на заседании комиссии, однако это им сделано не было, что существенно нарушены его права. Информация была доведена ответчиком до депутатов в одностороннем порядке.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что оспариваемые истцом протокол и постановление приняты в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Нормы Трудового законодательства на правоотношения сторон не распространяются. В соответствии со ст. 2 Федерального закона №79-ФЗ, пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2021 года №414-ФЗ лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, супруги и несовершеннолетние дети этих лиц не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Факт получения именно Шеламыдовой Ю.Ю., являющейся супругой истца, дохода от владения, в том числе, иностранными финансовыми инструментами, подтверждается справкой о доходах и суммах налога на доходы физического лица Шеламыдовой Ю.Ю. за 2022 г., а также сведениями, представленными в ходе проверки ООО «<данные изъяты>», согласно которым, брокерский счет, открытый на имя Шеламыдовой Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения проверки закрыт не был.
Таким образом, проверкой было достоверно установлено, что имеющиеся (имевшиеся) у <данные изъяты> Володарского М.К. - Шеламыдовой Ю.Ю. ценные бумаги являются иностранными финансовыми инструментами, что противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и свидетельствует о заведомом несоблюдении депутатом Законодательного Собрания Володарским М.К. ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом и законами Ульяновской области, а причины несоблюдения им этих ограничений и запретов содержат признаки уклонения от соблюдения ограничений и запретов, установленных федеральными иконами, Уставом и законами Ульяновской области. Просят отказать истцу в удовлетворении иска.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Шеламыдова Ю.Ю. в судебном заседании поддержала пояснения своего <данные изъяты> Володарского М.К. и пояснила, что их <данные изъяты> ФИО15 без её ведома воспользовался её паспортом, зарегистрировался на сайте ООО «<данные изъяты>».
Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть гражданское дело по существу при данной явке.
Выслушав стороны, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено следующее.
Законодательное Собрание Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом № 414-ФЗ и Уставом Ульяновской области, утверждённым постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 года № 31/311, является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Ульяновской области, состоящим из 36 депутатов и осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Ульяновской области.
Согласно ст. 18 Регламента Законодательного Собрания Ульяновской области комитеты и комиссии Законодательного Собрания (далее, если иное не оговорено особо, - комитеты) являются коллегиальными органами Законодательного Собрания, осуществляющими предварительное рассмотрение проектов законов Ульяновской области, постановлений Законодательного Собрания и их подготовку к рассмотрению Законодательным Собранием.
Комитеты образуются из числа депутатов на срок, не превышающий срока полномочий Законодательного Собрания данного созыва. Каждый депутат, за исключением Председателя Законодательного Собрания, первого заместителя Председателя Законодательного Собрания, заместителя (заместителей) Председателя Законодательного Собрания, обязан состоять хотя бы в одном из комитетов. Депутат может быть членом не более двух комитетов.
Истец Володарский М.К. был избран депутатом Законодательного Собрания шестого созыва в 2018 году (постановление Избирательной комиссии Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва».
ДД.ММ.ГГГГ Володарский М.К. был избран на должность <данные изъяты> комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике и коммунальному хозяйству, при этом осуществлял депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ (постановление Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжение председателя Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 414-ФЗ и пунктом 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 414-ФЗ на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) и Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с частью 4 статьи 121 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей в порядке, установленном к нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона № 414-ФЗ депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным финансовым годом обязан представить в комиссию законодательного органа субъекта РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 2 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-3О «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» (далее - Закон № 22-3О) депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной основе, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным финансовым годом, представляет в комиссию сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее также - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) (часть 1).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются депутатом в комиссию по утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме справки (часть 3).
Вопросы, связанные с достоверностью и полнотой сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, и соблюдением депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области, рассматриваются на заседании комиссии миссии (часть 1 статьи 4 Закона № 22-3О).
Решение комиссии отражается в протоколе заседания комиссии, который подписывают члены комиссии, принимавшие участие в её заседании (часть 5 статьи 3 Закона № 22-3О).
В судебном заседании нашли подтверждения следующие обстоятельства.
В представленной депутатом Законодательного Собрания Володарским М.К. справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год на свою <данные изъяты> Шеламыдову Юлию Юрьевну от ДД.ММ.ГГГГ отражены сведения о полученном ею доходе от ценных бумаг в размере 2 282, 82 руб. К указанной справке были приложены брокерские отчёты, из которых усматривалось, что источником дохода являлась торговля на рынке ценных бумаг посредством брокера - общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ОГРН №, <адрес>
Также, из указанных брокерских отчётов усматривалось, что часть приобретённых ценных бумаг имеют признаки иностранных финансовых инструментов, поскольку были выпущены иностранными компаниями.
Депутат Володарский М.К. был уведомлен о наличии информации о возможном несоблюдении им запрета на владение (пользование) иностранными финансовыми инструментами и о проведении заседания комиссии по данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области от 14 апреля 2023 года и на основании части 10 статьи 8 Закона № 22-3О отделом по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений управления аппарата Законодательного Собрания по вопросам кадрового обеспечения и профилактики коррупционных и иных правонарушений была проведена проверка соблюдения депутатом Законодательного Собрания Володарским М.К. запрета на владение (пользование) иностранными финансовыми инструментами, установленного статьёй 2 Федерального закона № 79-ФЗ.
В соответствии с частью 15 статьи 8 Закона № 22-ЗО депутату Законодательного Собрания Володарскому М.К. было направлено решение комиссии о проведении проверки.
В ходе проверки было установлено следующее.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» обращением ценных бумаг признается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги. Физические и юридические лица вправе осуществлять куплю-продажу ценных бумаг через брокера, который совершает гражданско-правовые сделки с ценными бумагами от имени и за счёт клиента или от своего имени и за счёт клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Из ответа ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для подписания генерального соглашения на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг от ДД.ММ.ГГГГ № Шеламыдовой Ю.Ю. осуществлено дистанционное направление заявления на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг (для физических лиц) от ДД.ММ.ГГГГ в форме электронного документа с использованием сети «Интернет» посредством корпоративной системы электронного документооборота «BCS» (прилагается). В рамках заключённого генерального соглашения были открыты счета депо № №. Режим совершения сделок был выбран с полным покрытием, что подразумевает под собой совершение операций брокером исключительно при условии предварительного наличия на клиентском счёте денежных средств в необходимом объёме. Подписав заявление, Шеламыдова Ю.Ю. подтвердила, что уведомлена о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг, с заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которого, являются ценные бумаги иностранных эмитентов.
Также непосредственно в заявлении на комплексное обслуживание на ранке ценных бумаг (для физических лиц) от ДД.ММ.ГГГГ галочкой (выбранный вариант) отмечены: - в пункте 2.2 Регистрация в торговых системах (регистрация в качестве Инвестора): в торговой системе ПАО <данные изъяты>), (фондовый рынок и рынок депозитов) и в торговой системе ПАО «Санкт- Петербургская биржа» (фондовый рынок), в том числе с возможностью заключать сделки с расчётами в иностранной валюте; - в пункте 2.5 Дополнительные сервисы и информация отмечено согласие на размещение свободных денежных средств в соответствии с условиями Приложения 313 к Регламенту в иностранной валюте.
Таким образом, заявителем (Шеламыдовой Ю.Ю.) при заключении ООО «<данные изъяты>» генерального соглашения на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг от ДД.ММ.ГГГГ № определенно, ясно и неоднократно была выражена воля на допущение приобретения брокером иностранных финансовых инструментов.
Согласно представленному ООО «<данные изъяты>» брокерскому отчёту за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отчётном 2022 году по генеральному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № общая сумма дохода Шеламыдовой Ю.Ю. (без учёта расходов) составила 216 795 руб. 86 коп.
За счёт средств, внесённых на брокерский счёт, в интересах Шеламыдовой Ю.Ю. осуществлялось приобретение и продажа ценных бумаг, выпущенных в том числе эмитентами, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство.
Предметом проверки были Следующие финансовые инструменты иностранных эмитентов:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги, относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утверждённым международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
На официальном сайте Национального расчётного депозитария (www.isin.ru) в сети «Интернет» в открытом доступе размещён «Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2017 года № 4561-У «О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг», из которого следует, что ценные бумаги, приобретённые Шеламыдовой Ю.Ю., являются иностранными финансовыми инструментами.
Также данная информация была подтверждена непосредственно самой организацией «Национальный расчётный депозитарий» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Законодательного Собрания Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 79-ФЗ, пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, супруги и несовершеннолетние дети этих лиц не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Факт получения именно Шеламыдовой Ю.Ю. дохода от владения, в том числе, иностранными финансовыми инструментами, подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается) и расчётом налога на доходы физического лица Шеламыдовой Ю.Ю. 2022 г.
Также, по сведениям ООО «<данные изъяты> брокерский счёт, открытый ДД.ММ.ГГГГ на имя Шеламыдовой Ю.Ю., на момент проведения проверки закрыт не был.
Таким образом, проверкой было достоверно установлено, что имеющиеся (имевшиеся) у <данные изъяты> Володарского М.К. - Шеламыдовой Ю.Ю. ценные бумаги являются иностранными финансовыми инструментами, что противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и свидетельствует о заведомом несоблюдении депутатом Законодательного Собрания Володарским М.К. ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом и законами Ульяновской области, а причины несоблюдения им этих ограничений и запретов содержат признаки уклонения от соблюдения ограничений и запретов, установленных федеральными иконами, Уставом и законами Ульяновской области.
В силу статьи 10 Федерального закона № 79-ФЗ, пункта 10 части 21 ст. 19 Федерального закона № 414-ФЗ несоблюдение лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечёт досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось первое заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области по вопросу рассмотрения результатов проверки соблюдения депутатом Законодательного Собрания Володарским М.К. запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (при участии прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ульяновской области).
Состав комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области опубликован на сайте Законодательного Собрания Ульяновской области в сети «Интернет».
Володарский М.К. был надлежащим образом уведомлен о дате проведения заседания комиссии, однако на заседание не явился.
По результатам обсуждения, комиссия решила (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) перенести заседание комиссии на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области по вопросу рассмотрения результатов проверки соблюдения депутатом Законодательного Собрания Володарским М.К. запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, положенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Володарский М.К. был надлежащим образом уведомлен о дате поведения заседания комиссии, однако на заседание не явился.
Членами комиссии было учтено, что генеральное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № было заключено Шеламыдовой Ю.Ю. дистанционно посредством электронного документооборота на основании её заявления в личном кабинете системы «<данные изъяты>». При этом форма вышеуказанного заявления предусматривает необходимые идентифицирующие исчерпывающие признаки лица и реквизиты документов, без указания которых заключение соглашения невозможно: ФИО, паспортные данные, дату и место рождения, ИНН, СНИЛС, адрес фактического места жительства (пребывания), номер телефона, адрес электронной почты, а также подтверждение ознакомления с Регламентом оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «<данные изъяты>» и условий совершения операций. Более того, обязательным пунктом регистрации и направления заявления является СМС-верификация с направлением подтверждающего кода. Таким образом, необходимость представления значительного объёма личной информации, исключает неосведомлённость Шеламыдовой Ю.Ю. о заключении генерального соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт наличия брокерского счёта в ООО «<данные изъяты>» и приобретения ценных бумаг иностранных эмитентов (иностранных финансовых инструментов) Володарский М.К. не оспаривал.
По результатам обсуждения, комиссия решила в соответствии с подпунктом «е» пункта 3 части 11 ст. 4 Закона № 22-ЗО: признать, что депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Володарский Матвей Константинович не соблюдал ограничения и запреты, установленные федеральными законами, Уставом Ульяновской области и Законами Ульяновской области, а причины несоблюдения им этих ограничений и запретов содержат признаки уклонения от соблюдения ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом Ульяновской области и Законами Ульяновской области и что в соответствии с пунктом 10 части 21 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия депутата Законодательного Собрания Володарского Матвея Константиновича подлежат досрочному прекращению.
Комиссия приняла решение о подготовке проекта постановления Законодательного Собрания «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Володарского Матвея Константиновича» и в соответствии со статьёй 115 Регламента Законодательного Собрания внести на рассмотрение Законодательного Собрания.
Володарский М.К. был уведомлен надлежащим образом о состоявшемся заседании и принятом решении.
На основании поступившего решения от ДД.ММ.ГГГГ, принятого комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, по депутату Володарскому М.К., состоялось заседание мандатной комиссии, полномочной подготовить к рассмотрению Законодательным Собранием вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания.
Мандатная комиссия решила внести проект постановления Законодательного Собрания «О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Володарского Матвея Константиновича» на очередное заседание 5 Законодательного Собрания Ульяновской области и рекомендовать Законодательному Собранию Ульяновской области поддержать указанный проект постановления, что и было сделано.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Ульяновской области от 07.10.20202 года №045-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области» полномочия депутата досрочно прекращаются по решению Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий депутата. Решение Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий депутата, оформляется постановлением Законодательного Собрания, в котором указывается день досрочного прекращения полномочий депутата, и с этого дня полномочия депутата считаются досрочно прекращёнными.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области было принято постановление о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Володарского М.К. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона № 414-ФЗ.
Таким образом, процедура принятия Законодательным Собранием Ульяновской области решения о досрочном прекращении полномочий депутата Володарского М.К., выраженное в оспариваемом истцом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, была проведена в строгом соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области.
Истец утверждает о малозначительности своего нарушения, при этом не учитывает следующее.
Сам факт владения иностранным финансовым инструментом депутатом, <данные изъяты>, несовершеннолетним ребёнком) уже является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, поскольку наступление такого последствия прямо предусмотрено и установлено действующим законодательством. Иного альтернативного наказания (взыскания) законодательство не предусматривает. Принимая на себя обязанности депутата, приобретая статус лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, лицо, тем самым, приобретает не только права, но и принимает на себя обязанности. В том числе у депутата возникают формальные обязанности, само несоблюдение которых, учитывая повышенные требования к депутату, не может быть оправдано чем-либо, а должно по замыслу законодателя, влечь наступление неблагоприятных последствий для такого лица в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета несоблюдения требования, связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О). Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения (Определение от 24.10.2019 № 2952-О).
Принятие же в отношении Володарского М.К. решения о досрочном прекращении его полномочий как депутата Законодательного Собрания Ульяновской области препятствовало дальнейшему исполнению им обязанностей по должности заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике и коммунальному хозяйству.
Нахождение истца на больничном, не свидетельствует о незаконности постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в данном случае Володарский М.К. не был лишён возможности давать письменные пояснения относительно проводившейся в отношении него проверки, чем он и воспользовался, дав пояснения от ДД.ММ.ГГГГ №, нормы трудового законодательства (статья 81 Трудового кодекса) в данном случае применены быть не могут, а аналогичной императивной нормы Федеральный закон № 414-ФЗ не содержит. Увольнение истца в данном случае не зависело от воли сторон.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 12 апреля 2002 года N 9-П и от 28 февраля 2012 года N 4-П, особым положением законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношениях народного представительства обусловлены их самостоятельность в системе разделения властей и независимость их членов от чьих бы то ни было указаний, - депутаты связаны лишь Конституцией Российской Федерации и своей совестью (так называемый принцип свободного мандата).
При принятии оспариваемого постановления о досрочном прекращении полномочий депутата Володарского М.К. каждый депутат путем голосования выразил свою свободную волю, постановление принято в установленном порядке, что соответствует принципу разделения властей и правовой природе Законодательного Собрания Ульяновской области как коллегиального органа законодательной власти.
В связи с тем, что оспариваемые истцом решения приняты в строгом соответствии с действующим законодательством, оснований для признания их незаконными и для их отмены у суда не имеется.
Учитывая, что истец Володарский М.К. занимал выборную должность представительного органа власти субъекта Российской Федерации, осуществляя депутатскую деятельность на профессиональной основе, и в силу независимости своего статуса парламентария не являлся наемным работником, какие-либо трудовые или основанные на трудовом или служебном контракте отношения между ним и Законодательным Собранием Ульяновской области не возникли. В связи с этим, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца Володарского М.К. об отсутствии его вины, а также несоразмерности наказания.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не установлены факты нарушения трудовых прав истца действиями ответчика, суд принимает решение также об отказе в удовлетворении требований Володарского М.К. о восстановлении в прежней должности, взыскании утраченного заработка за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Володарского Матвея Константиновича к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании незаконными решения комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, постановления о досрочном прекращении полномочий депутата, восстановлении в прежней должности, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья- Е.В. Алексеева
срок принятия решения в окончательной форме 20.07.2023 года