Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-609/2015 ~ М-531/2015 от 30.10.2015

Дело № 2-609/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2015 года       с. Шалинское

                   Красноярского края

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тыченко С.В.,

при секретаре Денисенко О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

Исковые требования аргументированы тем, что Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в связи с поступившей информацией о нарушении природного законодательства по факту горения свалки бытовых отходов на территории Манского района с. Шалинское, было направлено письмо в КГКУ «Лесная охрана» о проведении рейдовых мероприятий.

Сотрудниками КГКУ «Лесная охрана» 19.05.2015г. произведен натурный осмотр данного участка. В ходе рейдового мероприятия установлено, что в Шалинском сельском участковом лесничестве, КГБУ «Манское лесничество», СТОО «Красный октябрь» в квартале 9, выдела 1,12,13 выявлено захламление земель государственного лесного фонда бытовыми отходами, которые разносятся ветром со стороны свалки. Кроме того свалка бытовых отходов постоянно горит и по периметру не опахана минерализованной полосой, что может привести к возгоранию лесного фонда.

Также Министерством 09.07.2015г. проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных свалок мусора на территории Манского района Красноярского края.

В ходе натурного обследования 09.07.2015г. в с. Шалинское установленный факт наличия несанкционированной свалки также подтвердился. На момент обследования обнаружены следующие виды отходов: фурнитура, ветки деревьев, целлофановые пакеты, мусор строительный.

Согласно представленной информации аадминистрации Шалинского сельсовета земельный участок, находящийся по периметру свалки утилизации бытовых отходов, граничащей с земельным участком с кадастровым номером 24:24:0302003:310 относится к землям, государственной собственности которые не разграничены.

С учетом изложенного истец просит суд обязать администрацию Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решенияликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов расположенную на территории с. Шалинское Манского района Красноярского края на земельном участке с кадастровым номером: 24:24:0302003:310.

В судебное заседание представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края не явился, просил данное дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, каких-либо возражений против исковых требований не представил, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал (л.д. 30).

Представитель третьего лица администрации Манского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Постановлением Правительства края от 31.08.2008 № 12-п (ред. от 27.11.2013 № 614-п) образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

В соответствии с Положением о Министерстве, последний осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а именно осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору.

Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в связи с поступившей информацией о нарушении природного законодательства по факту горения свалки бытовых отходов на территории Манского района с. Шалинское, было направлено письмо в КГКУ «Лесная охрана» о проведении рейдовых мероприятий.

Сотрудниками КГКУ «Лесная охрана» 19.05.2015г. произведен натурный осмотр данного участка. В ходе рейдового мероприятия установлено, что в Шалинском сельском участковом лесничестве, КГБУ «Манское лесничество», СТОО «Красный октябрь» в квартале 9, выдела 1,12,13 выявлено захламление земель государственного лесного фонда бытовыми отходами, которые разносятся ветром со стороны свалки. Кроме того свалка бытовых отходов постоянно горит и по периметру не опахана минерализованной полосой, что может привести к возгоранию лесного фонда.

Также Министерством 09.07.2015г. проведено рейдовое мероприятие по выявлению несанкционированных свалок мусора на территории Манского района Красноярского края.

В ходе натурного обследования 09.07.2015г. в с. Шалинское установленный факт наличия несанкционированной свалки также подтвердился. На момент обследования обнаружены следующие виды отходов: фурнитура, ветки деревьев, целлофановые пакеты, мусор строительный.

Согласно представленной информации аадминистрации Шалинского сельсовета земельный участок, находящийся по периметру свалки утилизации бытовых отходов, граничащей с земельным участком с кадастровым номером 24:24:0302003:310 относится к землям, государственной собственности которые не разграничены.

В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 вышеуказанного закона, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ:

отходы производства и потребления- вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено,что:

территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗОб отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 3 ст. 12 вышеуказанного закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ст.ст. 4, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 названного закона, к вопросам местного значения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В связи с чем, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, указанная несанкционированная свалка бытового мусора расположенына территории Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края.

В соответствии с пп. «м» ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 01.12.2014№ 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора осуществляют сельские поселения Красноярского края.

Учитывая вышеизложенное, именно администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Между тем, администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, то есть ответчиком неисполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека.

Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд считает необходимым обязать администрацию Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края ликвидировать несанкционированное размещение отходов. Территория муниципального образования Шалинского сельсовета подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Разрешая спор, суд на основании анализа и оценки по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных по делу доказательств, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки

Срок в течении которого истец просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, а именно в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения, по мнению суда является разумным и достаточным.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов - удовлетворить.

Обязать администрацию Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решенияликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов расположенную на территории с. Шалинское Манского района Красноярского края на земельном участке с кадастровым номером: 24:24:0302003:310.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение 30 дней.

Председательствующий                                                                           С.В. Тыченко

2-609/2015 ~ М-531/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчики
Шалинский сельсовет
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Тыченко Станислав Вячеславович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
30.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2015Передача материалов судье
02.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2015Подготовка дела (собеседование)
12.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2015Судебное заседание
08.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2015Дело оформлено
20.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее