УИД63RS0042-01-2021-0042565-46
Дело № 2-400/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 17 марта 2022 года
Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего Маркеловой М.О.,
с участием прокурора Потаповой Е.М.,
при секретаре Высотиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-400/2022 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Навозновой ГН, Циликовой СВ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Циликовой АД, Тюкиной АА, Чугункиной ЕС, Чугункиной ВС об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и встречному исковому заявлению Навозновой ГН к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение (квартиру),
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском об изъятии у ответчика Навозновой Г.Н. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем выкупа жилого помещения, в том числе стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 1 025 188 рублей, прекратить право собственности Навозновой Г.Н. на данное жилое помещение, снять Циликову (Чугункину) С.В., Тюрину (Сингинову) А.А., Чугункину В.С., Чугункину Е.С., Циликову А.Д. с регистрационного учета по указанному адресу. После выплаты денежной компенсации собственнику жилого помещения Навозновой Г.А., признать право собственности на вышеуказанное жилое помещение за муниципальным образованием городской округ Самара. В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № 436 от 11.02.2014 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179. Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области. Постановлением Администрации г.о. Самара от 15.05.2020 № 364 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. Согласно свидетельству о государственной регистрации права ответчик Навозновой Г.А. является собственником <адрес> указанном жилом доме. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30,9 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1 025 188 рублей. Данный размер возмещения включает в себя квартиру, общей площадью, 30,9 кв.м, убытки, возникающие при изъятии имущества у собственника. Собственнику вышеуказанного жилого помещения направлены уведомления, а также проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение. От ответчика в адрес Департамента поступило заявление 11.06.2021, в котором она сообщает, что с отчетом об оценке ознакомлена, с суммой возмещения в размере 1 025 188 рублей, за изымаемое помещение не согласна.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, удовлетворить исковые требования департамента в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Ответчики Циликова С.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Циликовой А.Д., Тюкина А.А., Чугункина Е.С., Чугункина В.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании от ответчика Навозновой Г.Н. поступило встречное исковое заявление, в котором она просит предоставить ей однокомнатную квартиру взамен изымаемого имущества, находящегося по адресу: <адрес>. Встречный иск принят к рассмотрению с первоначальным иском.
Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску - Навознова Г.Н. в судебном заседании встречные исковые требования поддержала, в удовлетворении требований департамента просила отказать, пояснив суду, что ей необходима квартира, на предложенную сумму в размере 1 025 188 рублей, приобрести жилье невозможно, площадь принадлежащей ей комнаты составляет почти 20 кв.м. Департаментом управления имуществом городского округа Самара жилое помещение взамен изымаемого ей не предлагалась.
Представитель третьего лица - Управления МВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков и представителя третьего лица.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара не подлежащими удовлетворению и удовлетворить встречные исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179.
Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 15.05.2020 № 364 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес> общей площадью 86,5 кв.м.
Установлено, что собственником 19,53 доли в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>, является ответчик Навознова Г.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы: Циликова С.В., Циликова А.Д., Тюкина А.А., Чугункина Е.С., Чугункина В.С. Также из указанной справки следует, что семья занимает жилую площадь из одной комнаты в трех комнатной квартире, площадью 19.10 кв.м. Лицевой счет № на жилое помещение - комнату общей площадью 30,9 кв.м, жилой площадью 19,10 кв.м, в <адрес> открыт на умершую Шишулину М.И.
Согласно отчету ООО «Финэкс» № 375-357 от 30.06.2020 об определении рыночной стоимости жилого помещения площадью 30,9 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1 025 188 рублей.
В адрес ответчика 16.06.2021 Департаментом управления имуществом направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Однако своего согласия на заключение соглашения Навознова Г.А. не выразила. С отчетом об оценке ознакомлена 11.06.2021, с суммой возмещения не согласна.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Суд полагает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчику Навозновой Г.Н. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.
Во встречных требованиях, ответчик просит о предоставлении ей жилого помещения.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у них спорного жилого помещения не имеется, в связи с чем, на Департамент управления имуществом г.о. Самара необходимо возложить обязанность предоставить ответчику Навозновой Г.Н. благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление Навозновой ГН удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить в собственность Навозновой ГН равнозначное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 19,10 кв.м, в границах городского округа Самара, взамен жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, подлежащего сносу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самара.
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022.
Судья М.О. Маркелова